Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Супруга кивает в сторону подружек, мол, у них и дача, и машина, и квартира, а мы ничего не нажили — меняй работу или паши за троих. Но возраст уже не тот. Я в растерянности: жизнь проходит, и в ней нет человека, который меня понимает. Друзья говорят, что развод — последнее дело, надо беречь семью и первую любовь. А что толку, если ее не осталось?

Роман, 46 лет, Москва

Мне кажется, Роман, что вы очень буквально понимаете претензии жены: мол, меняй работу, и у нас будет все, что есть у кого-то. А вы на полном серьезе оправдываетесь: не могу так «впахивать», годы не те.

Любой взрослый понимает, что ни на двух, ни на трех обычных местах не заработаешь на «дачу-машину-квартиру», в обозримые сроки как минимум. Так что задача ставится нереальная, а недовольство жены просто находит вполне традиционную форму. Думаю, она — как и многие женщины и мужчины — чувствует, что жизнь проходит, другого пути впереди не видно. Страшно, обидно, нужен виноватый, а в семье он под рукой. В каком-то смысле ее претензии — к себе самой, к тому, как она провела большую часть жизни, включая, простите, и брак.

Ваши растерянность и отчаяние — о том же. Вы с женой похожи на заблудившихся детей, которые вместо того, чтобы вместе искать дорогу, ревут и обвиняют друг друга. В этой истории нет злодеев: вы оба подводите промежуточные итоги, и они вам не нравятся. Осознать и принять, что все происходящее есть результат твоих когда-то сделанных выборов, очень тяжело.

Но для взрослого человека иного пути нет, и именно с этого принятия начинается поиск новых целей. Уверяю вас: ни развод, ни другая работа, ни даже выигрыш в лотерею ничего радикально не изменят. Пока вы оба лелеете обиды, жизнь проходит. Как насчет того, чтобы попробовать друг друга хотя бы простить, понять и поддержать?