– психотерапевт, один из основателей санкт-петербургского Института психотерапии и консультирования «Гармония». Соавтор книги «Новая психология и духовное измерение» (совместно с В. Каганом, Гармония, 1995) и сборника «Мастерство психологического консультирования» (Речь, 2006).

Каждый месяц один из читателей Psychologies получает возможность встретиться с психотерапевтом Александром Бадхеном. Их беседа записывается на диктофон: расшифровка дает возможность понять, что на самом деле происходит в кабинете психотерапевта. В этом месяце на консультацию пришла Инна.

Инна, 30 лет, маркетолог

Александр Бадхен: Инна, скажите, пожалуйста, что побудило вас принять предложение журнала?

Инна: Мне хотелось бы понять, почему меня стали очень сильно раздражать замужние подруги, у которых есть дети. А еще мои родственники и знакомые, которые постоянно спрашивают меня, почему я не замужем. Все мне сочувствуют, удивляются, а я не знаю, как на это реагировать.

А. Б.: Вы говорите о реакции окружающих. А как вы сами к этому относитесь?

Инна: Я никак не могу найти ясный ответ на вопрос, почему у меня не сложилась семейная жизнь. Мне, конечно, хочется, чтобы рядом был близкий, любимый человек. Но я не уверена насчет замужества, не знаю, хочу я этого или нет. Не знаю, в каком направлении двигаться, не могу избавиться от чувства неопределенности. Живу в постоянном напряжении.

А. Б.: То есть у вас нет четкого представления о том, чего вы хотите? Это других удивляет то, что вы не замужем? Вы слышите их вопросы и чувствуете себя некомфортно.

Инна: Да, некомфортно… (После паузы.) Может быть, потому, что я просто не знаю, что значит быть замужем? Можно ли хотеть того, что не знаешь?

А. Б.: Инна, а чего вы хотите?

Инна: Этот вопрос меня всегда ставит в тупик, он меня просто шокирует. Я не знаю, как на него ответить.

А. Б.: А что происходит с вами сейчас, когда этот вопрос задаю я?

Инна: Я хочу от него спрятаться. Я, наверное, глупо выгляжу. Я ведь понимаю, что человек должен знать, чего он хочет. И когда вы задаете этот вопрос, я чувствую пустоту и тревогу. Мне хочется укрыться с головой.

alt

А. Б.: Ну, укройтесь.

Инна: Как-то так. (Прикрывает голову руками.)

А. Б.: Что вы чувствуете сейчас?

Инна: Напряжение сильное... Хочется сжаться, чтобы мыслей вообще никаких не стало.

А. Б.: И что будет, если представить, что это получилось?

Инна: Кажется, я почувствую себя спокойно, смогу расслабиться.

А. Б.: А что происходит с вами в данный момент?

Инна: Мне тревожно. Я постоянно контролирую себя: то ли я говорю? И как правильно?

А. Б.: Даже сейчас, когда мы с вами вдвоем, внутри вас живет критик, который оценивает каждое ваше слово.

Инна: Да, это так. Но ведь я что-то должна сказать, сделать, как-то продвинуться в терапии, идти в каком-то направлении. И я думаю: иду ли я в этом направлении? Справляюсь ли с этой за-дачей?

А. Б.: Давайте сегодня создадим для вас возможность встретиться с собой. Вы говорите о подругах, о том, что у них есть мужья, дети, и сравниваете себя с ними. Получается, что вы не живете своей жизнью, но и их жизнью тоже не живете. Я хочу вам предложить посвятить сегодня время тому, чтобы обнаружить себя: где вы? Не где ваши подруги, которые знают, как им жить, а где вы. Как вам это предложение?

Инна: Мне почему-то немного страшно. Вдруг я окажусь в таком месте… не очень приятном по сравнению с тем, где находятся остальные.

А. Б.: Вы замечаете, что опять начинаете сравнивать?

Инна: Да. Мне, похоже, постоянно нужно видеть какой-то ориентир: мне действительно важно знать, что делают другие, а что (по сравнению с ними) делаю я.

А. Б.: Что может помочь вам ориентироваться на себя и отпустить других жить их жизнью, строить их планы?

Инна (долго молчит): Не знаю. Как-то своим путем идти страшновато. Он может оказаться совершенно отдельным, в другом направлении, что ли. Все дружной толпой по-шли направо, а я – налево.

А. Б.: Вы можете описать свой путь, рассказать о нем?

Инна: Мороз, лес... Я иду, здесь сильный ветер… И очень одиноко. Никого больше нет, все ушли в другую сторону.

А. Б.: А куда идете вы?

Инна: В лес, здесь дует ветер, холодно... Я не знаю, правильно ли, что я вообще туда иду. И кого я там встречу и встречу ли кого-нибудь.

alt

А. Б.: Дайте себе время на этот путь. Позвольте себе пофантазировать.

Инна: Очень страшно и непонятно, сколько времени он займет. Может быть, слишком много времени.

А. Б.: Что происходит сейчас с вами? У вас на глазах слезы.

Инна: Грустно. (Плачет.) Тяжело расстаться с людьми, сказать: «Ну я тогда пошла в другом направлении».

А. Б.: Получается, одна из сложностей движения в своем направ-лении в том, что, может быть, придется…

Инна: …расстаться.

А. Б.: Да, расстаться с теми, кого вы знаете и любите.

Инна (тихо): Да. И к чему придешь, непонятно. Или, может быть, будет остановка, и тебе там тоже не понравится, и придется идти дальше.

А. Б.: То есть на этом пути ничего не гарантировано?

Инна: Да. (Плачет.)

А. Б.: Вы сейчас продолжаете видеть эту свою дорогу?

Инна: Да, мне кажется, она темная, вечер, наверное. Я иду, сопротивляясь ветру. Я словно преодолеваю какое-то препятствие. Это не просто веселая прогулка. Это самостоятельный путь. И я иду вперед, вспоминая тех, кого оставила.

А. Б.: Идете, вспоминая хорошее, что было, что осталось в прошлом… А если вы сейчас всмотритесь в то, что вас окружает, что вы увидите?

Инна: Впереди сейчас что-то светлеет, может быть, там город. Пурга заканчивается, лес и ветер, и что-то там встает на горизонте. (Задумывается.) Да, это город.

А. Б.: Как он выглядит?

Инна: Он необычный, как будто даже сказочный. И светлый, солнечный. Но не такой, как города, которые я прежде видела. Там дома не прямоугольные, а какие-то футуристические. Но людей там пока не вижу. Странное это место, необычное. Совершенно другое.

А. Б.: Совершенно другое… Как вы сейчас себя чувствуете?

Инна: Мне все еще немного страшно, но мне здесь нравится. Дома золотисто-желтые, они сверкают. Но все равно тревожно, непонятно, чего ждать от этого города.

А. Б.: Вы говорите, что не знаете, чего ждать от этого города, но мне кажется, вы стали быстрее го-ворить и в голосе появилась уверенность.

Инна: Возможно, потому, что место это доброжелательное. И я рада, что дошла сюда. Значит, не зря путь через лес пройден.

alt

А. Б.: Путь пройден не зря…

Инна: Да, и мне интересно, я чувствую какое-то воодушевление.

А. Б.: Чего бы вам сейчас хотелось?

Инна: Вот в этом городе?

А. Б.: Сейчас, в данный момент.В этом городе в данный момент.

Инна: Не знаю, или в городе, или здесь… (удивленно) с кем-то обняться.

А. Б.: Обняться с кем-то. А там есть с кем обняться?

Инна: Я пока никого не вижу.

А. Б.: А вы знаете, на что я сейчас обратил внимание? Когда вы пришли в свой фантастический город и вам захотелось с кем-то обняться, мне показалось, что в этот момент вас переполняло какое-то чувство. И вы захотели его с кем-то разделить.

Инна: Это радость и тепло. Мне приятно, что я смогла дойти! Мне хочется убедиться, что мне тут рады и все тревоги позади. Это очень приятная мечта – дойти, с кем-то обняться. И мне кажется, что эти чувства мало от жизни отличаются.

А. Б.: Я с вами согласен, эти переживания мало отличаются от жизненных ситуаций. Но отличаются от тех, о которых вы говорили раньше. Вас беспокоило, что по-други устраивают свою личную жизнь, а вы этого не делаете. Разница состоит вот в чем: сейчас вам захотелось с кем-то обняться не потому, что этого хотели ваши подруги, а потому, что вы сами почувствовали потребность в этом. Вам захотелось разделить с кем-то свои чувства. И вы можете дать себе возможность жить своей жизнью, встречаться со своим неизвестным в жизни. Я хочу вас спросить: что вы узнали из этого короткого во-ображаемого путешествия?

Инна: Что одной идти не так уж и страшно. Оно, конечно, немного непривычно, но не страшно.

А. Б.: Когда вы говорите «оно», что вы имеете в виду применительно к своей жизни?

Инна: Наверное, выбирать что-то свое. Попробовать что-то новое. Мне это делать некомфортно, но не страшно.

А. Б.: Через какое-то время наша встреча закончится. Как вы думаете, что бы произошло, если, выйдя из этой комнаты, вы бы позволили себе войти в вашу собственную жизнь, в которой не будете сравнивать ее с жизнью подруг? Как вам кажется, с какими трудностями вы можете встретиться?

Инна: Может быть, с одиночеством. Потому что другие люди могут не понять меня. И я не знаю, у кого искать поддержку.

А. Б.: А что могло бы вас поддержать на этом самостоятельном пути?

Инна: Мне кажется, человек, который тоже идет своим путем.

«Я ИДУ ПО ДОРОГЕ, СОПРОТИВЛЯЯСЬ ВЕТРУ. Я СЛОВНО ПРЕОДОЛЕВАЮ КАКОЕ-ТО ПРЕПЯТСТВИЕ. Я ИДУ ВПЕРЕД, ВСПОМИНАЯ ТЕХ, КОГО ОСТАВИЛА».

А. Б.: То есть вы хотели бы встретить человека?

Инна: Да, который прошел такой же путь.

А. Б.: Правильно ли я понимаю, что вы хотели бы встретить такого человека не потому, что подруги этого хотят, а потому, что это ваше желание?

Инна: Да. (Плачет.)

А. Б. (после паузы) : Что вы сейчас чувствуете?

Инна: Мне кажется, радость ожидания, что я встречу человека, который не будет учить меня, что надо делать, а того, кто прошел такой же путь, как и я. И я увижу, что такие люди есть.

А. Б.: Во всяком случае, вы есть, правда? Мне кажется, что вы сейчас позволили себе быть такой, какая вы есть. И не сравнивать себя с другими, не пытаться с их точки зрения определить, где вы находитесь, а разрешили себе быть самой собой. Со своим путем, со своими мечтами. И это очень смелый шаг – идти самой.

Инна: Да, это так. Но так много свободы, и я как бы отделяюсь от других людей…

А. Б.: Что может вам помочь поддерживать свою свободу и свою самостоятельность?

Инна: Может быть, мне стоит больше думать о том, чего я хочу, и о том, что мои желания – лучше для меня. Мне хочется жить по-своему.

А. Б.: Хочется жить по-своему? Это звучит! Меня тронул ваш образ, город с необычными контурами. И эта особенность, уникальность и неповторимость того, чего вы хотите, мне кажется, очень отличается от того, как живут ваши подруги.

Инна: Пожалуй, это так. (Смеется.)

А. Б.: Иногда нас смущают стремления, отличные от желаний, образа жизни других людей…

Инна: А я, кажется, чувствую вину за то, что выбрала для себя лучшую жизнь, что хочу большего.

А. Б.: Я правильно понимаю, что вы на самом деле уже выбрали для себя лучшую жизнь где-то глубоко внутри?

Инна: Да, наверное. Мне понравился этот город. Да.

А. Б.: Это образ, но он наполнен для вас каким-то смыслом. Когда вы к нему обращаетесь, у вас глаза увлажняются. В этом образе есть для вас что-то очень ценное. Это – ваш образ.

Инна: Да, это мое. Я только хотела сказать это слово – «мое».

А. Б.: Я хочу у вас спросить: как вы сможете реализовать тот опыт, с которым встретились сегодня здесь?

Инна: Мне кажется, что я буду больше к себе прислушиваться, обращаться к себе, как будто этот город – внутри. Он не где-то далеко, он здесь, и не надо к нему опять идти через лес. В каком-то смысле это путешествие к себе. Я пред-полагала, конечно, что дело не в других, но оказалось, что люди намного дальше от меня, чем я думала. Тут вопрос больше о себе, чем о других.

А. Б.: И опять обратимся к обра-зу, который у вас возник: если я встречусь со своим внутренним городом, тогда мне захочется кого-то обнять. Не потому, что кто-то так делает, а потому, что так вам захочется.

Инна: Да, здорово получается.

Через месяц

Инна: Мои злость и раздражение на подруг, у которых есть мужья и дети, исчезли сразу после сеанса: я вдруг поняла, что это было следствием моей попытки строить свою жизнь с оглядкой на других людей. Еще меня поразило, что чувства, которые у меня появились во время встречи с психотерапевтом, были такими сильными. Но при этом я впервые почувствовала, что могу принимать решения, опираясь на собственные ощущения, какими бы сильными они ни были, а не на мнения окружающих. Оказалось, что если на себя обращать внимание, прислушиваться к себе – от этого проще жить. И вот парадокс – раньше у меня были сомнения: как это можно довериться психологу, рассказать ему о себе? Но во время встречи я была рядом с другим человеком и не стес-нялась при этом быть собой.

Александр Бадхен: «Понять, в каком направлении мне двигаться» – с этими словами Инна пришла на нашу встречу. Ее волновал вопрос: как жить своей жизнью, как делать выбор, не оглядываясь на других. Ей было необходимо встретиться с собой – подлинной, неповторимой. Ведь только в этом случае можно понять, куда двигаться, каким станет твой следующий шаг. Путешествие, в которое отправилась Инна, – это путь к себе. И, как в любом настоящем путешествии, в нем присутствуют риск, неизвестность и преодоление трудностей. Путь к себе – путь долгий. Наша первая встреча может стать важным опытом бытия в отношениях с собой и с принимающим другим человеком.