«Не хочу и не буду»: что я на самом деле думаю о саморазвитии на карантине

Призывы провести карантин с пользой окружили меня со всех сторон. Делай то, делай это, не лежи просто на диване, используй вынужденное заточение дома, чтобы сделать свою жизнь лучше… Серьезно?

Я живу одна с двумя детьми. Один из них школьник, второй — дошкольник. Я работаю удаленно.

Со старшим нужно заниматься по школьным предметам дистанционно. Знаете, как это выглядит? Онлайн-уроки идут в то же время, когда у меня идут онлайн-совещания по работе. Слава богу, у нас два компьютера. Но бегать туда-сюда во время совещаний, когда на тебя через экран смотрит босс твоего босса, объясняя: «Ой, секундочку, мне тут ребенку надо включить...» — то еще удовольствие.

А если бы у меня был один компьютер? А если бы его вообще не было? А у ребенка не было бы смартфона, по которому можно подключиться к онлайн-уроку? Для кого-то это прозвучит дико, но у многих ситуация именно такая — в лучшем случае.

У меня ощущение, что я работаю 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. И это почти так и есть

Домашние задания тоже никто не отменял. И ладно бы они были по учебникам. Нет. Часть нужно искать в чате класса, часть — в онлайн-учебнике, часть в электронном дневнике, часть — в чате в электронном дневнике. А еще в электронной почте. И в личных сообщениях в мессенджере от отдельных учителей. И когда потом учителя спрашивают: «А почему это задание не сделано?» — мне хочется неистово ругаться. Почему, почему… Да потому что. Невыносимо это.

С младшим ребенком тоже нужно заниматься — в сентябре пора в первый класс. Интересно, а школы уже будут работать к тому моменту? В общем, с младшим занятий меньше, но они все равно есть: надо учиться читать, учиться писать… а поскольку мой младший ребенок — левша, процесс немного усложняется.

Но не учебой единой! Дети ведь еще имеют свойство требовать еды, обнимашек, почитать вместе книжку, «Мама, смотри, что мы нарисовали на твоих документах!» и так далее до бесконечности.

А еще у меня есть работа. Слава богу, конечно, что она есть. Слава богу, что я могу работать удаленно. Но работе я посвящаю большую часть дня. У меня ее много. А поскольку рабочий график сбился у всех, то какие-то вопросы часто приходится решать и в девять вечера, и в семь утра, и в выходные. У меня ощущение, что я работаю 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. И это почти так и есть.

Думаете, это все? Ха-ха. Еще есть готовка, уборка, мытье посуды, стирка, глажка, заказ продуктов, вылазки в магазин… Конечно, часть домашних обязанностей удалось поделить с детьми, благо, они уже достаточно большие. Но лишь часть. И это все равно моя когнитивная нагрузка — проследить, когда пора заказывать еду и бытовую химию, посчитать, на сколько хватит запасов, и так далее, и тому подобное. Это тяжело.

Когда все дела сделаны, меня хватает только на то, чтобы чмокнуть детей перед сном, упасть в кровать и заснуть

Моя жизнь похожа на бесконечную круговерть из работы, детей, уроков, готовки и уборки. А мне предлагают куда-то еще впихнуть саморазвитие. Господи. Какое саморазвитие, когда сейчас все это больше похоже на выживание? Когда я каждый день засыпаю с мыслью: «А вдруг я завтра останусь без работы и мы все умрем с голоду?»

Моя знакомая, девочка из очень обеспеченной семьи, не работавшая и дня в своей жизни, на днях написала пост. О том, как она с мужем, родителями, детьми и собаками застряла на даче. В ее случае дача — это огромный загородный дом с гигантским участком и выходом к озеру. И вот она перечисляет, как им всем сложно, но они справляются, придумывают активности, занимаются йогой по видео, устраивают видеотусовки с друзьями, придумывают детям зарядку на свежем воздухе, катаются на велосипедах. И спрашивает в конце: «А вы как развиваетесь на карантине?» Занавес.

Я рада за нее. Она хороший человек. Но лично у меня — и у большинства моих знакомых — нет никакого ресурса на то, чтобы как-то еще и «развиваться». Все мои силы уходят на то, чтобы просто выжить. Я не хочу и не буду сейчас учить новые языки, осваивать новые профессии и проходить кулинарные мастер-классы. Потому что когда все дела сделаны, меня хватает только на то, чтобы чмокнуть детей перед сном, упасть в кровать и заснуть. И, пожалуй, я оставлю за собой право не чувствовать за это вины.

Какой из всего это вывод? Очень простой. Если вы находите в себе силы, чтобы заниматься сейчас пресловутым саморазвитием, это прекрасно. Вы молодцы. Но, пожалуйста, перестаньте пропагандировать это. Перестаньте осуждать и снисходительно писать: «А вот те, кто ничего не делает и просто лежит на диване...» — потому что я хочу просто полежать на диване. Потому что ни на что другое у меня нет сил. Слава богу, что у меня хотя бы есть диван.