Одним талантом сыт (не)будешь

Принято считать, что главные наши задатки проявляются еще в детстве и юности. Став взрослыми, мы полагаем, что более-менее себя знаем, и обычно уже не ожидаем открыть нечто неизвестное.

И все же такое случается — свидетельством чего служат вдохновляющие истории наших героев. Казалось бы, сложившиеся люди, они вдруг обнаружили у себя дарования, о которых и не подозревали. Музыкант и программист стала создавать кондитерские шедевры. Актриса — обучать беременных женщин искусству легких родов. Бизнесмен, а в прошлом многообещающий спортсмен, никогда не занимавшийся художественным творчеством, внезапно страстно увлекся резьбой по дереву. Как можно объяснить эти превращения?

«В каждом из нас заложено творческое начало, — комментирует арт-терапевт Варвара Сидорова. — В детстве и юности мы ближе к нему. А взрослая жизнь бывает непроста и зачастую накладывает на нас ограничения, не позволяющие реализоваться. Но творческая сила — как вода: можно перегородить ее течение, но она все равно находит русло. И не так важно, в какой форме эта сила проявится. Главное здесь — состояние контакта с внутренним миром, воображением, энергией и еще — с чем-то большим, чем мы сами, что ощущается как наша миссия». Но принять свой дар — это тоже задача, для этого нужна смелость, готовность изменить жизнь и отказаться от привычного образа себя.

Нужно найти свой голос и решимость следовать ему

«Действительно, потребуется определенное мужество, чтобы услышать этот внутренний зов, вычленить его среди шума повседневной жизни, среди множества голосов, звучащих в нас. Голосов родителей, предков, учителей, говорящих, что положено — что не положено, что хорошо, что плохо, — подтверждает Варвара Сидорова. — Нужно найти свой голос и решимость следовать ему». Выигрыш в этом случае бесценен, подчеркивает арт-терапевт: в нашей жизни появляется больше наполненности, целостности, свободы, красоты и смысла.

Одним талантом сыт (не)будешь

«Я передаю женщинам свое ощущение счастья»

Инна Мишукова, 48 лет, акушерка

Мне всегда нравилось делиться переживаниями. В юности я так вдохновенно читала стихи, что меня приняли в театральный институт. Потом пригласили работать в театр на Покровке, а через год я забеременела. И мой мир перевернулся — рождение человека из меня стало потрясением. Я боялась боли, но нашла свой способ справиться со страхом и родила так легко, красиво, что мне тут же захотелось рассказать всем вокруг: роды — не адские муки.

Я поняла, что искусству рожать можно научить. Поделилась опытом с сестрой, с подругой... Реальная жизнь увлекла меня настолько, что я стала остро чувствовать фальшь актерской профессии. Но я ушла не «от» (театра), а «к» (материнству). И своих детей — их четверо — я рожала все легче, быстрее. Я почувствовала в себе так много энергии, что меня прямо как спелый гранат разорвало изнутри решение: иду учиться, не хочу быть дилетантом! Мне было 40 лет, я училась в медицинском колледже и работала волонтером в роддоме.

Сейчас стараюсь передать женщинам то ощущение счастья, которое я сама испытала: все мои роды — лучшие дни жизни. Однажды я поняла, почему это потрясает: ты делаешь нечто, противоположное умиранию. Женщины в этот момент думают о схватках, концентрируются на чувствах, а у меня идет сквозной линией мысль: они сейчас увидят, как человек пришел! Рождение ребенка — это каждый раз ощущение победы.

Одним талантом сыт (не)будешь

«Чувствую себя немного колдуньей»

Надежда Голубцова, 40 лет, кондитер

Много лет для меня ничего, кроме музыки, не существовало. Но в начале 90-х игрой на рояле заработать было нереально. Я решила осваивать интернет, училась по книжкам, окончила курсы, открыла фирму по созданию сайтов. К 35 годам я была востребованным проджект-менеджером в рекламном агентстве. Но эта работа скоро разочаровала меня. Что я несу людям? Куда уходит моя энергия? Я села и составила список дел, которыми хотела бы заняться, когда будет время. И желание печь торты там тоже было.

Потом я наткнулась на рекламу школы кондитерского искусства в Барселоне, поехала туда и попала в класс к шефу-кондитеру, который учил нас делать муссовые торты. Я тогда не понимала толком, что такое пектин и желатин, но эти нежнейшие текстуры и химические процессы меня просто потрясли. Я сразу поняла, что это мое. Сладкое требует математической точности. Но и элемент колдовства здесь есть. Муссовый торт складывается из разных вкусов, как музыкальный аккорд из нот. И если ингредиенты выбраны верно, они раскрываются один за другим и вызывают сильные, незабываемые эмоции.

Я ушла из агентства, пеку на заказ, разрабатываю новые вкусы, веду обучение по авторской программе. У каждого кондитера получается что-то свое, и так, как готовлю я, не сделает другой, даже по моей рецептуре. Кулинарный процесс целебен: если чувствую себя плохо — начинаю печь, и к вечеру меня наполняет энергия.

Одним талантом сыт (не)будешь

«Я верил, что во мне есть что-то особенное»

Олег Борловский, 50 лет, резчик по дереву

Первый свой талант я открыл в юности: с 13 лет занимался прыжками на лыжах с трамплина, стал мастером спорта, вошел в сборную СССР. В 18 лет я должен был участвовать в крупных международных соревнованиях, но незадолго до отъезда мы с дворовыми приятелями натворили дел, попали в милицию, и моя карьера в спорте закончилась. Для меня это был настоящий крах, и только спортивный характер помог мне не сломаться. Я работал спортивным управленцем, потом лет двадцать занимался лесным бизнесом. Все это не мое, было скучно. Но я все время ждал от себя чего-то особенного.

Несколько лет назад летом пошел на вырубку леса, взял с собой дочку. И вдруг мне пришло в голову сделать для нее гриб-боровик из коряги. Обрубил деревяшку бензопилой, затесал — вроде получилось. Это была импровизация, я и не знал тогда, что есть такой вид творчества — резьба бензопилой. С тех пор просто заболел этим. Нахожу в оврагах, болотах поваленные деревья, пни, они бы сгнить должны — а я продлеваю им жизнь, превращаю в скульптуры. И для себя что-то делаю, и заказы выполняю. Придумал слоган: «Новая жизнь старого леса».

Мир заиграл новыми красками, фантазия заработала на полную мощь. Я никогда не умел рисовать, так что непонятно, откуда во мне эта способность. Как будто мою руку ведет кто-то. Я чувствую, что нашел себя в этом деле, что этот дар мне на всю жизнь дан, пока буду в состоянии держать пилу.