Письмо маме первоклассника

«Что бы ты сказала родителям, чей ребенок идет в первый класс?» — спросила подруга. Давать советы — занятие неблагодарное. Дети разные, родители и школы тоже.

Но если бы я могла, то написала бы письмо. Самой себе, той маме первоклассника, какой была 15 лет назад. Вспоминая родительские волнения из-за разных школьных проблем, сегодня я понимаю, что большинство того не стоило.

Смена интересов

У каждого ребенка есть способности и периоды интереса, склонности к той или иной деятельности. Задача родителей — заметить это и вовремя дать ему правильную книгу, журнал, игру, отвезти в музей или на курсы. Найти то, что поможет удовлетворить любопытство и подстегнет к дальнейшим исследованиям.

Здесь есть ловушка: нужно помнить, что интересы меняются и это нормально. Сегодня он рисует, а через месяц может заинтересоваться робототехникой. А через полгода забыть про нее и найти другое увлечение. Важно не цепляться за идею «мой ребенок будет художником», а следовать за ним. Каждый такой этап важен для его развития.

«Случается, что родители воспринимают ребенка как нарциссическое расширение, то есть как продолжение себя, — комментирует гештальт-терапевт Наталья Абалмасова. — К примеру, мама мечтала в детстве о музыкальной (художественной, балетной) школе, и это теперь в «обязательной программе» для ее детей. Желание ребенка заниматься чем-то другим в лучшем случае не поддерживается, в худшем — высмеивается, осуждается. Так ребенок теряет самость, становясь тем, кем хочет родитель».

Система

Школа — это система. И хорошо бы в ней немного разобраться. Есть более комфортные для взаимодействия и менее гибкие системы. Бывают прекрасные педагоги, которым, в свою очередь, тоже нелегко по многим причинам — так уж вертятся все эти шестеренки, включающие департамент образования. Встречаются в школе и сложные люди. С ними тоже придется взаимодействовать.

Нельзя предавать своего ребенка. Иногда из родителей пытаются сделать орудие наказания для провинившегося ученика. Что бы он ни натворил, всегда важно понять причины. При вызове в школу сохранять свои границы, не терять устойчивости и дома непредвзято расспросить сына или дочь, практикуя активное слушание.

Домашние задания

Уроки делать надо, и лучше с самого начала самостоятельно, без «помогателей» в виде активных родственников. Конечно, если ребенок просит — помочь. Не делать за него и не сидеть над ним, а показать как.

«Бдительный ежедневный контроль за выполнением домашней работы изматывает родителей уже к первому году учебы, тормозит самостоятельность ребенка, не способствует развитию навыка справляться с неудачами», — говорит Наталья Абалмасова.

Одни дети с удовольствием и ответственно берут на себя выполнение «домашки». Другие будут тянуть до последнего, потому что есть любимый фильм, собака, попугай и «Майнкрафт». Изобретательные родители превращают занятия в увлекательную игру.

Нужно найти мотивацию — тут все зависит от ребенка и системы воспитания в семье. Конечно, не нужно никаких наказаний, споров и ругани. Хорошо, если с самого начала уроки станут интересным занятием, за выполнение которого ждет награда.

Письмо маме первоклассника

Прогулы и двойки

Это тоже нормальный этап. И он вовсе не означает, что ребенок «станет дворником». Когда в средней школе он прогуливает уроки и дерется, а классный руководитель вызывает три раза в неделю, главное для родителя — оставаться спокойным. Если для этого надо пойти к психотерапевту, то пойти и «надеть кислородную маску на себя».

Когда мама или папа психуют, ребенок лучше себя вести не будет. Придется разбираться, читать книги («Как любить ребенка» Януша Корчака, «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер, «Не рычите на собаку» Карен Прайор и другие). Слушать его, приучать анализировать свои действия и причинно-следственные связи.

Добрые отношения

У ребенка должна быть возможность говорить, быть услышанным и понятым. Рассказывать о друзьях, о девочках, которые нравятся. Дать послушать любимую музыку. Показать, какую игру или блогера обсуждает весь класс.

Важно не спешить осуждать, отрицать и запрещать. Что-то наверняка будет родителям не близко, но это помогает понять, чем ребенок живет, интересуется.

Окружение

Школа — это не только уроки. Это люди, с которыми ребенок проводит много времени, дети, которые, вероятно, будут влиять на формирование его ценностей, манеру поведения, стандарты дружбы и учебы. Интересоваться, с кем дружит сын или дочь, в чьем обществе проводит время и как к нему относятся в классе очень важно, и здесь также необходимо доверие в семейных отношениях.

Экзамены

Чем ближе к экзаменам, тем больше драмы. Департамент давит на школы, школы давят на родителей, все давят на детей. А между тем все зависит от их собственной мотивации, и прессинг ее не повышает. Здорово, конечно, к 9 классу понять хотя бы приблизительно область интересов и выбирать соответствующие предметы.

Но когда всеобщая паника пытается завладеть умами родителей, важно помнить, что экзамены — не конец жизни, и даже с низкими баллами всегда есть решения. Эти варианты стоит продумать заранее. Иногда смена школы или уход в колледж помогает аутсайдеру класса расцвести и почувствовать веру в себя.

Утренний ресурс

Как правило, детей провожают в школу родители. Это прекрасная возможность пообщаться наедине и позитивно настроить ребенка — впереди у него много уроков, общения, возможные конфликты. Утренний настрой очень важен. Такой ритуал может быть ресурсом для ребенка в сложные дни. Будущее не написано ни на ладонях, ни в нейронах мозга, ни на скрижалях судьбы. Мы помогаем детям создавать его.

Учеба, оценки, баллы — все это, конечно, имеет значение. Но я убеждена, что важнее всего здоровая психика, хорошие отношения с ребенком, а также поощрение его способности активно, свободно мыслить и находить решения в разных ситуациях. Ведь в жизни их будет еще очень много.