Вадим Ротенберг
Автор концепции поисковой активности головного мозга.
Почему хорошие дети – хорошие?

Одна молодая женщина пришла ко мне на консультацию вместе со своим шестилетним сыном. Начала она с того, что в его присутствии пожаловалась на его плохое поведение, совсем не ужасное и, вообще говоря, вполне ожидаемое в этом возрасте, но говорила она об этом с такими интонациями, как будто сообщала о катастрофе. Потом она вдруг приказала сыну выйти за дверь и сказала мне трагическим шепотом:

– Вы представляете, он начал воровать! Он украл деньги из моего кошелька!

– Скажите, – спросил я, – а почему, с вашей точки зрения, так не ведут себя другие дети?

– Потому что боятся наказания., – уверенно ответила мама.

– Вы ошибаетесь, – возразил я, – если страх наказания – единственное, что удерживает ребенка от плохого поступка, он всегда найдет возможность совершить его, рассчитывая, что это останется его тайной и наказания удастся избежать. Конечно, он может ошибиться в том, что эта тайна не будет раскрыта, но кража, совершенная вашим сыном, свидетельствует, что страх наказания – не гарантия хорошего поведения. Ведь вы же его наказываете?..

Они не хотят своими поступками огорчить родителей, которых любят и которые любят их, и причинить им боль

Моя собеседница задумалась.

– Ну, может быть, они ведут себя хорошо потому, что боятся потерять любовь родителей? – предположила она.

– Да, такой страх, конечно, сильнее сиюминутного страха наказания, – признал я. – Но знаете, если отвержение родителей будет постоянной угрозой, то ребенок вырастет послушным невротиком, совершенно неуверенным ни в себе, ни в любви родителей, и вообще ни в чьем хорошем отношении. Разве вы этого хотите?

– Но почему же тогда хорошие дети – хорошие? – растерянно спросила мама.

– Потому что они не хотят своими поступками огорчить родителей, которых любят и которые любят их, и причинить им боль. Родителей, с которыми у них дружеские отношения и полное взаимопонимание. Родителей, которым они доверяют.

Почему хорошие дети – хорошие?

Сформировать в ребенке такое отношение гораздо труднее, чем запугать его наказанием или отвержением. Для формирования такого отношения ребенок должен чувствовать постоянную заботу и любовь не только родителей к нему лично, но и друг к другу, к членам семьи и ее друзьям.

Это постоянное внимание к близким людям и стремление их понять создает тот климат, которым ребенок будет дорожить, – ему в нем хорошо и уютно. Если есть такая способность к сопереживанию, к пониманию чувств другого человека, ребенка не выставят из комнаты, когда говорят о нем, позволяя ему предположить, что сейчас о нем расскажут чужому человеку нечто чудовищное.

Если ребенок будет ощущать интерес и внимание к нему, получать удовольствие от общения с родителями и чувствовать их счастье от общения с ним, ему не захочется их огорчать. Ведь их радость – это и его радость. Зачем же ее терять?

И есть еще один аспект проблемы, непосредственно связанный с воровством. Когда родители внимательны к интересам ребенка, он может высказать им свои желания, обычно вполне выполнимые. Тогда он не будет чувствовать неуверенность в том, что его поймут, и ту неудовлетворенность, которая может привести к кражам. И тогда можно отказать в тех просьбах, которые невыполнимы, и объяснить, почему их нельзя выполнить.

Мама ушла задумчивой. Я очень надеюсь, что наш разговор не был бесполезен.