Владимир Дашевский
психотерапевт, кандидат психологических наук, постоянный автор Psychologies, ведущий ТНТ
Почему пропал кашель?

В начале нулевых я консультировал как психотерапевт в поликлинике. Коллеги направляли безнадежных пациентов — на всякий случай, когда методы традиционной медицины исчерпывались. Этот случай, возможно потому, что он был в практике одним из первых, я хорошо запомнил.

Ко мне в кабинет вошла Валентина, лет 35, с распухшей амбулаторной картой в руках: «Доктор, у меня кашель». «Гм-м», — я что-то пробурчал в ответ, не веря в эффективность терапии без мотивации. Меня, конечно же, заинтересовала давность — четыре года, и интуитивно я стал искать источник проблемы в том времени.

На первом сеансе не произошло ничего необычного. Она спокойно вошла в трансовое состояние. Я сделал сопровождение в приятном воспоминании, обучил самогипнозу. А вот на втором! Транс. Я использовал технику возрастной регрессии — поэтапного проживания предыдущих возрастов — и вел клиента к недавнему прошлому — четыре года назад. Вдруг она выскочила из транса, в слезах, задыхаясь, давясь словами, выдавила из себя: «Он же меня душил…» И рассказала.

Оказывается, четыре года назад у нее случился очередной скандал с мужем-алкоголиком. Дело было ночью, он был агрессивен и пьян, вдруг схватил ее и начал душить. Валя задыхалась и отчаянно пыталась вырваться. Как-то ей это удалось. Через некоторое время они «помирились», и еще позже Валя забыла о травматическом эпизоде. Вытеснила его. А вот ее бессознательное — нет. И каждый день в два часа ночи напоминало приступами кашля.

Зная пусковой механизм, отработать травматический эпизод становится легче. Его нельзя «стереть» из памяти, забыть, а вот обесценить — можно!

Выяснить причину проблемы бывает нелегко, иногда это бывает не нужно, а иногда приходится потратить несколько месяцев кропотливой работы. Здесь же все произошло стремительно. Я рассматривал это открытие как подарок. Зная пусковой механизм, отработать травматический эпизод становится легче. Причем его нельзя «стереть» из памяти, забыть, а вот обесценить — можно!

Я провел, как мне казалось, отличный сеанс: в трансе вернул ее в то время, применил техники визуализации с внесением изменений. Потом «добавил» структурированной амнезии, чтобы она не помнила содержание сеанса, защитив таким образом нашу совместную работу от вмешательства сознания. Был на коне и доволен собой.

Я с нетерпением ждал целую неделю очередного сеанса, чтобы проверить результат.

И вот Валя зашла в кабинет. «Доктор, это чудо, кашель пропал! Мне больше не нужно приходить сюда! Да?»

Слушая, я расплывался в улыбке. Невероятный успех! Грандиозная победа! Я чувствовал себя богом психотерапии.

Она продолжила: «После визита к вам я случайно зашла на всякий случай к еще одному терапевту, и он назначил мне какие-то новые таблетки, и вот уже неделю я не кашляю. Ведь это чудо, правда?»

Корона слетела с моей головы и закатилась под стол. Фанфары смолкли. Я закивал головой: «Да, конечно».

А сам подумал: «Чертова неблагодарная работа. И ведь не скажешь же — де, мол, враки, это все я, помните, вас же муж недодушил… Хм, что же, так теперь будет всегда?»

Валя улыбалась. Она выглядела счастливой.