Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Прежде я никогда не боялась смерти, не думала о ней. И вот после родов зациклилась на том, что когда-то жизнь закончится и для дочери тоже. Было ли у меня право рожать, обрекая ее на смерть? Как расставаться с родными людьми? Что ждет нас после смерти? Не знаю, как бороться с такими мыслями. Возможно, это просто страх за дочь?

Анна, 29 лет

Тревожные и даже пугающие душевные состояния сопровождают рождение ребенка гораздо чаще, чем можно подумать. Для вас началась новая эпоха. В ожидании появления на свет ребенка мы невольно задумываемся о других циклах жизни, других необратимых переменах. Жизнь и смерть часто упоминают в паре. Когда речь идет о чем-то исключительно важном, так и говорят: вопрос жизни и смерти.

Подарив ребенку жизнь, женщина заглядывает в область чувств и мыслей, которая обычно скрыта за повседневными переживаниями. Уязвимость человеческого существования, его конечность — это то, о чем говорить и думать для вас теперь естественно. Вы резко повзрослели, а взросление приносит непростые размышления о смысле жизни.

Для многих молодых мам переживания в этот период обостряются и в связи с гормональными изменениями, последствиями наркоза, недосыпанием, усталостью. Сейчас важно решить медицинские вопросы (если они есть) и понемногу «обживать» новую психическую реальность. Из тревог и страхов, посещающих женщину в начале долгого пути материнства, вырастают не только беспокойство и стремление все контролировать, но и интуиция, понимание. Как сложится у вас, во многом зависит от того, во что вы сами преобразуете сегодняшнее душевное состояние.