1 173

«Считаю себя недостаточно умной, чтобы учиться на врача»

После школы я закончила медицинское училище, сейчас учусь в медицинской академии, хочу стать детским психиатром. Но меня постоянно мучают сомнения по поводу своего интеллекта. Я считаю себя недостаточно умной для профессии врача. У нас есть очень умные студенты, я им завидую и комплексую в их компании. Мне всегда стыдно, если я не могу ответить на вопрос преподавателя. В выборе профессии не сомневаюсь, мне просто страшно. В начальных классах я училась слабо, в старших уже получше, может быть, это как-то связано? И как перестать себя накручивать?

Екатерина, 24 года

Вы закончили медицинское училище, теперь учитесь в медицинской академии, ваш выбор не случаен и вы не сомневаетесь в профессии. Все сомнения относятся к вашей интеллектуальной состоятельности. Конечно, всегда есть люди, которые знают больше, даже сидя с нами за одной партой. Опыт, который вы получили, учась слабее некоторых в классе, каким-то образом может влиять на ваши переживания сейчас. В младшем возрасте, в школе, «быть хорошим» и «учиться хорошо» часто считаются синонимами, словно у человека нет иной возможности доказать себе и окружающим свою полноценность, кроме как получая пятерки.

Иногда этот же паттерн — «я полноценна, когда получаю пятерки» — переносится и во взрослую жизнь. Отсюда стремление многих взрослых людей получать все новые и новые виды образования, и недостаток времени на то, чтобы начать полученными знаниями пользоваться.

Однажды я консультировала молодую женщину, которая к тридцати годам получила два высших образования и степень в бизнесе (MBA) в Америке. Часто на какой-то простой, казалось бы, вопрос, касающийся ее переживаний и мыслей, она автоматически отвечала: «Я не знаю, мне надо что-нибудь прочитать на эту тему».

В вашей профессии действительно нужно очень много знать, но знать все невозможно. Если вы смотрели сериал «Доктор Хаус», то видели, что даже очень много знающие и умеющие профессионалы работают командой, нет кого-то одного, кто распутывал бы диагностические загадки в одиночку. Так будете работать и вы, имея возможность проверить свои сомнения, обсудив их с коллегами.

Многое в вашем отношении к профессии изменится с началом практики, когда вы увидите, что в ваших силах, а что нет. Важным этапом будет осознать ограничения профессии: вам придется принять, что есть вещи, с которыми вы не можете справиться, что это часть судьбы вашего пациента. Пока же ваша задача — набрать как можно больше знаний, читать дополнительную литературу и делать для своего образования столько, сколько можете. Но особенность вашей профессии в том, что вы будете продолжать учиться все время, пока работаете. Поэтому не ставьте себе непосильных задач сейчас.

Мне кажется, что дело не только в вашем отношении к своим интеллектуальным способностям. Возможно, это только часть всего самооценочного комплекса, наиболее очевидная. Менее очевидно для вас непонимание других частей себя (не интеллектуальных), незнание своих сильных сторон, неумение опираться на них. Отсюда и берется зацикленность на том, что более всего понятно, что привычно оценивается в баллах. Вам нужно узнать, какая вы, искать и развивать другие таланты, кроме таланта сидеть за партой и учить уроки.

Задайте вопрос эксперту online

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
ВИДЕО

В каком мире мы будем жить через 5 лет?

Смотреть
новый номерДЕКАБРЬ 2018 №35152Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты