alt

Однажды мой коллега был докладчиком на научной конференции. Выступление его содержало новые идеи, и ему казалось, что от успешности доклада зависит вся его дальнейшая работа, хотя он и не питал особых иллюзий, зная скептическое отношение научного сообщества к новаторам.

Рядом с коллегой сидела сотрудница лаборатории, где он работал. Она знала содержание предстоящего доклада и понимала, как сильно волнуется автор. Непосредственно перед тем, как его должны были пригласить на трибуну, она наклонилась к нему и, как бы в шутку, рассказала историю, якобы приключившуюся в известном академическом городке во время защиты диссертации.

История была такая. Диссертант взошел на трибуну, но вместо того, чтобы начать доклад, внезапно громко сказал: «Ку-ку!» Защита не состоялась, председатель ученого совета вызвал скорую помощь, и несчастного диссертанта отвезли в психиатрическую лечебницу.

Стоило рассказчице закончить, как моего коллегу вызвали на трибуну. Он посмотрел на аудиторию и внезапно почувствовал острое желание повторить только что услышанное – сказать «Ку-ку!». Но вдруг он заметил лукавое выражение на лице своей собеседницы и понял, что она рассказала ему это не просто так. Он разозлился, и именно эта злость вернула ему уверенность в себе. «Не выйдет!» – мысленно сказал он рассказчице и начал доклад, который прошел гораздо успешнее, чем он предполагал.

Переживая эмоциональный стресс, ожидая того, что он не может контролировать, и к тому же испытывая неуверенность в себе, человек уязвим и беззащитен перед любым воздействием. Из-за сильной тревоги его внушаемость высока, и опытные манипуляторы это хорошо знают. Стресс ослабляет способность человека контролировать свое поведение, и сказанное в эту минуту может стать руководством к действию. Поступок диссертанта, о котором мой коллега услышал в такой момент, успешно «наложился» на его подспудный протест против зависимости от недоброжелательной аудитории, и подсказанное хулиганское «ку-ку» совпало с внутренним желанием. Но когда он заметил улыбку на лице рассказчицы, направление его протеста сменилось. Он осознал манипуляцию, почувствовал возмущение, и к нему вернулся контроль над своим поведением – а страх перед аудиторией даже отступил на второй план. Коллега не был уверен в том, что выиграет сражение с аудиторией, но в том, что не поддастся манипуляции, он не сомневался. Таким образом, его собеседница вопреки собственному намерению помогла ему справиться с неуверенностью. Именно такое переключение на конструктивный протест может предотвратить зависимость от внушения при стрессе.

Я так подробно рассказал эту историю, чтобы люди были внимательны к попыткам обмана и манипуляций. Я хочу, чтобы они помнили, что человеком проще всего манипулировать, когда он испытывает стресс, снижающий его способность к критическому восприятию ситуации. Манипуляторы не только пользуются вашим уязвимым состоянием, но и пытаются вызвать его специально – любыми способами, включая ложную информацию. Но как только вы почувствовали чужое воздействие, именно ваш активный протест поможет вам выйти из этого состояния и избежать внушения.