Выигрыш в лотерею помог осознать, что у меня есть все, что нужно

Примерно 70% обладателей денежных призов за несколько лет растрачивают выигранные деньги1. «Многие из них становятся несчастными, разводятся, теряют друзей, кто-то подсаживается на наркотики и быстро оказывается банкротом, — рассказывает Дон Макней, финансовый консультант и автор книги «Жизненные уроки лотереи» («Life Lessons from the Lottery», RRP International LLC, 2012). — Гигантская сумма денег — это настоящее потрясение, вызывающее панику и волну необдуманных решений».

Умение разумно распорядиться шальными деньгами требует не столько определенного настроя, сколько способности быть в контакте со своим «Я». «Здоровое отношение к деньгам основывается в первую очередь на здоровом отношении к самому себе», — объясняет психоаналитик Смайли Блантон. Вот история, которая может послужить примером такого отношения.

Джанетт Райт, 43, мать четырех детей от 16 до 24 лет

«Субботним июньским вечером 2007 года жизнь дала мне второй шанс, когда мы с мужем Стивеном проверили наш лотерейный билет и обнаружили, что выиграли 1,6 миллионов фунтов стерлингов.

Вообще-то до этого нас ожидало довольно мрачное будущее. Я работала инспектором по предоставлению муниципального жилья, и семейный доктор диагностировал у меня хронический стресс: нагрузка на работе все возрастала, меня мучили приступы тревоги. Мы видели только один выход: мне нужно перейти на неполный рабочий день, пока я не восстановлюсь.

Однако это означало, что Стивену предстояло работать больше, а нам обоим — существенно сократить расходы. Однажды в пятницу я заскочила в газетный киоск за телефонной картой и заодно купила два лотерейных билета — ни с того ни с сего, просто повинуясь какому-то порыву. Следующим вечером мы проверили номера, и все изменилось.

Мы гадали: как воспримут все это друзья и родственники? Что, если богатство необратимо изменит нас?

Когда случается что-то экстраординарное, шокирующее, на тебя обрушивается целая лавина разных эмоций. Первая из них — недоверие, отрицание: да нет же, это кто-то из детей меня разыграл! Потом началась паранойя: я снова и снова проверяла номера в расчете найти свою ошибку. Затем пришла растерянность: мы не понимали, что теперь делать.

Когда мы позвонили по телефону, указанному на обратной стороне билета, голос на том конце провода посоветовал не выпускать билет из рук, никому не говорить о выигрыше и ждать их представителя, который прибудет завтра же. Еще выяснилось, что кроме нас есть и другие победители, поэтому джекпот в размере 5 миллионов фунтов разделят на троих и наша доля составит 1,6 млн.

Это было большое облегчение. Потому что сумма в 1,6 млн виделась вполне достаточной, чтобы гарантировать нам безбедное существование до конца жизни, а вот 5 млн — это уж слишком, я просто не представляла, как с ними управиться. К тому же я начала понимать, что огромные деньги, появившиеся столь внезапно, могут стать настоящей травмой.

Никто из нас в ту ночь не спал. Мы гадали: как воспримут все это наши друзья и родственники? Что, если богатство необратимо изменит нас?

В понедельник мы получили чек на 1,6 млн фунтов. Когда его вручили, я выдохнула с облегчением: картины мрачного будущего остались позади, теперь нас ждет кое-что получше.

Весь следующий год мы путешествовали: совершили восемь поездок в разные города и страны, дважды — в Лас-Вегас. Почему? Знаете, наша жизнь в одно мгновение стала такой нереальной, что нам показалось закономерным решение поехать в такой фантастический, невероятный город.

Даже с учетом новых возможностей я бы хотела прожить свою жизнь так же, как и жила прежде

Однако через какое-то время этот вечный праздник начал понемногу надоедать. Мы наконец осознали, как нам хорошо и уютно дома. Мне захотелось встретиться с людьми, которых я давно знаю, восстановить привычный порядок вещей. Я была миллионером, который мог радикальным образом все изменить, но выбрала свой прежний образ жизни.

Я все так же ценю умеренность и бережливость. Ненавижу тратить деньги впустую и сохраняю серьезное отношение к работе. Мы инвестировали выигрыш в девелоперский бизнес и в настоящий момент реконструируем четыре дома. Для меня это самый поразительный момент во всей истории — я выбрала работу, которая требует больших затрат сил и полна стрессовых ситуаций: напряженных переговоров с агентами по недвижимости, постоянных звонков от поставщиков, встреч с потенциальными покупателями.

Но выбрав такой образ жизни, я ценю его еще больше. В конце концов, мой второй шанс отчетливо показал мне, что даже с учетом новых возможностей я бы хотела прожить свою жизнь так же, как и жила прежде».


1 По данным Национального фонда финансового образования США (National Endowment for Financial Education).