текст: Лариса Константинова 

Взгляд дизайнера на творчество с детьми

Как приучить ребенка к творчеству? Отправить в художественный кружок? Самому штудировать методические пособия? Как не перегнуть палку и не отбить охоту к занятиям? Своими наблюдениями делится дизайнер и мать четырех детей Лариса Константинова.
Взгляд дизайнера на творчество с детьми

Как любая ответственная мать, однажды я задумалась о творческом развитии своих детей. Накупила литературы, пособий и материалов, сделала с ними несколько аппликаций, порисовала... И поняла: не то. Как будто обман, пародия, подтасовка.

Внутри не екало, вдохновения, драйва и куража, которые я постоянно испытывала на работе, не возникало. Но я решила не останавливаться: начала изучать разные педагогические системы и их подход к творчеству: Монтессори, Вальдорф, Реджио. Училась, делала выводы, искала различия. Примеряла, пробовала сама и с детьми.

И однажды, как серфер, я поймала волну. Это был «поток» – совсем как раньше, когда я проектировала ночами и без устали отрисовывала перспективы. Начав творить вместе со своими детьми, впоследствии я открыла детский сад, в котором продолжаю практиковать креативное творчество и ремесла.

Мамы разные нужны

Знакомые часто говорят мне: твоим детям так повезло, что у них такая творческая мама. Но так ли это? Я убеждена, что свои минусы есть как у творческих, так и у «нетворческих» мам.

Минусы творчески подкованной мамы в том, что она:

  • обладает явным избытком знаний (в частности, всегда знает, как правильно, мешая ребенку экспериментировать);
  • сама все делает идеально, а значит, ребенок просто не выдерживает конкуренции;
  • будучи профессионалом, становится флагманом, а не сотворцом или равноправным партнером по творческому процессу;
  • считает творчество с детьми скучным занятием;
  • может быть ограничена рамками классического художественного образования (и считать, что, например, яблоко должно быть только определенной формы, а лимон – строго желтого цвета).

В то же время «нетворческая» мама:

  • свято верит в пособия и раскраски;
  • не рисует сама, а значит, не знакома с драйвом и удовольствием от творчества;
  • часто не обладает креативностью;
  • не знакома с инструментами и возможностями разных материалов и инструментов;
  • предпочитает отправить детей учиться творчеству, вместо того чтобы развиваться самой или вместе с ребенком.

Словом, свои недостатки есть и у тех, и у других. Что же делать?

Взгляд дизайнера на творчество с детьми

8 советов дизайнера, которые помогут в творчестве с детьми

1. Знакомо ли вам ощущение «потока», полета и истинного вдохновения? Вспомните занятие, которое заряжает вас драйвом, разжигает внутри огонь, и то невероятное чувство, которое при этом возникает. Занимаясь с детьми, важно сохранять в себе это ощущение.

2. Если состояние потока и вдохновения вам не знакомо, просто оставьте ребенка один на один с необходимыми материалами. Не заставляйте и не давите. Худшее, что можно сделать, – привить отношение к творчеству как к скучной «обязаловке».

3. Разрешите себе быть ребенком: радостным, счастливым и… чумазым.

4. Постарайтесь смотреть на ребенка как на творца, мастера, профессионала. Учитесь у него.

5. Выбирайте большие форматы: листы ватмана, раскатанные по полу рулоны бумаги.

6. Не бойтесь экспериментировать. Рисовать можно всем: красками, пастелью, мелками, глиной, углем, зеленкой, йодом, чаем и кофе.

Наши дети достойны того, чтобы рядом с ними были вдохновляющие родители

7. Будьте креативными. Настоящий шедевр можно создать даже из мусора.

На днях я наткнулась на рваный кроссовок дочери. Подумала: «Выкинуть». А следом: «Но мы же сортируем мусор, а к какой категории отнести кроссовки? Кажется, ни к какой. Стоп. А что, если?.. Фанера. Краска. Кроссовки. Инсталляция!» Меньше чем за полминуты я придумала инсталляцию «Оставь яркий след», и мы начали делать ее в детском саду. Мы разрисовываем старую детскую обувь, приклеиваем ее к предварительно расписанной фанере, декорируем промежутки болтами, гайками и другими деталями, и скоро она украсит пространство нашего детского сада.

8. Ищите творческих людей и вдохновляйтесь сами.

Однажды знакомая пригласила нас в гости, чтобы научить детей печь капкейки. Меня просто поразил этот процесс: смешивание ингредиентов, яркие красители, уютно жужжащий комбайн, забавные формочки, запах, будто из детства. Кулинария совершенно не моя сфера, но хозяйка так заразила меня и детей, что теперь печь десерты наше любимое занятие.

Творческие личности – это не обязательно художники и дизайнеры. Ими могут быть создающая кулинарные шедевры соседка, бабушка, вяжущая мягкие игрушки или смешные шапки, общительный официант в кафе, способный поднять настроение любому.

Мы разные. Мы все творческие, каждый в своей сфере. У каждого из нас есть потенциал. А наши дети достойны того, чтобы рядом с ними были вдохновляющие родители.

Об авторе

Лариса Константинова

Лариса Константинова – основатель, дизайнер AnisArts, основатель и педагог школы-сада «Анис», мать четверых детей.

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты