Янина Безрукова
Психолог, семейный психотерапевт

Моему сыну 24 года. Вроде уже должен быть самостоятельным, но до сих пор живет с нами и за наш счет, хотя зарабатывает сам. На вопрос, куда тратит деньги, ничего вразумительного ответить не может, они у него как вода утекают. При этом позволяет себе повышать голос на меня и отца.

Он с детства был вспыльчивым, но быстро отходил, а сейчас при любой проблеме вместо того, чтобы спокойно обсудить, срывается на крик. Я просто сворачиваю разговор и не обращаю на него внимания, а отец тоже начинает орать — доходит до взаимных оскорблений. Потом сын хлопает дверью и уходит, а муж начинает орать уже на меня, мол, «ты такого вырастила». Сам же супруг всегда дистанцировался от воспитания детей под предлогом усталости ии отсутствия времени. А как я, женщина, могу воспитать настоящего мужчину?

С девушками у сына тоже не все гладко. От природы он красивый, и подруг всегда не счесть. Однако он к ним относится потребительски: одна надоела — позвал другую. Все деньги на них и улетают.

Боюсь, моя нервная система просто не выдержит такого натиска с двух сторон, а психологов у нас в городе нет. Сколько вообще ждать, когда инфантильный, нарциссичный мальчик станет мужчиной? И как можно ускорить этот процесс?

Елена, 49 лет

Елена, кажется, что вы описываете поведение подростка, а не взрослого 24-летнего мужчины.

И вы сами относитесь к сыну как к подростку, а не как к взрослому: позволяетесь жить за ваш счет, оцениваете его отношения с девушками, пытаетесь контролировать.

Все это говорит о незавершенном процессе сепарации. Сепарация означает «отделение», и отделение это должно произойти на всех уровнях: физическом, психологическом и финансовом.

В какой-то момент важно понять, что ребенок вырос и что воспитывать его уже поздно. Теперь он имеет право сам решать, что делать, как отдыхать, где работать, на что тратить свои деньги, как общаться с девушками.

Такая сепарация и обретение независимости является важным этапом становления личности. Хотя дается совсем не просто, как детям, так и родителям.

Чтобы процесс сепарации проходил более мягко, можно честно поговорить об этом с сыном и договориться об этапах. Например, через месяц сын может самостоятельно оплачивать свои расходы, еще через месяц — принимать участие в оплате коммунальных платежей, закупке продуктов и так далее.

Важно понимать, что эти этапы — не наказание за то, что сын действует не так, как бы вы хотели. Это привилегия, признание его взрослым, самостоятельным и отдельным человеком.

Кроме того, сепарация — это возможность подумать и о себе, о своей меняющейся роли. Если вам уже не надо будет тратить столько времени и сил на то, чтобы «быть мамой ребенка» — воспитывать сына, контролировать его, тревожиться — то кем бы еще вы хотели быть? Есть ли у вас свои интересы, хобби, занятия, которым вы можете себя посвятить?

Сепарация — сложный процесс. Но без нее невозможны теплые и гармоничные отношения с уже выросшими детьми.