10 уроков питания (не только) для наших детей

С детства усвоить хорошие принципы отношения к еде гораздо проще, чем потом исправлять свои привычки. Психотерапевт Жерар Апфельдорфер предлагает несколько ценных советов родителям… которым очень стоит проверить их и на себе.
, специалист по расстройствам, связанным с питанием, автор многих популярных книг, одна из которых – «Ешьте с миром!» («Mangez en paix!» Odile Jacob, 2009). , специалист по расстройствам, связанным с питанием, автор многих популярных книг, одна из которых – «Ешьте с миром!» («Mangez en paix!» Odile Jacob, 2009).

1) Мне искренне нравится то, что я ем.

Ребенок учится есть, глядя на своих родителей: прежде всего он читает по их лицам, какие чувства это у них вызывает. Если во время еды мы испытываем тревогу или чувство вины, то и наш ребенок будет настороженно относиться к тому, что он ест. А потому, чтобы передать ему хорошие пищевые привычки, нам самим стоит с симпатией относиться к тому, что мы едим.

О чем стоит спросить себя: получаю ли я от еды удовольствие? Какие чувства я испытываю к тому, что ем?

2) Я ем вместе с ребенком.

Конечно, все время это делать сложно. Но лучше, чтобы хотя бы раз в день мы ели вместе: пищевые привычки формируются за столом, а не на лекциях. Дети учатся не только у родителей, но и у всех, с кем им приходится есть. И это хорошо: полезно иметь перед глазами много разных примеров того, как надо себя вести, и даже того, как вести себя не стоит. Если ребенок слишком мал, чтобы сидеть за столом, он может сидеть рядом на детском стульчике и наблюдать за нами. Он отметит, что родителям нравится находиться за столом, и захочет побыстрее к ним присоединиться.

О чем стоит спросить себя: как часто мы собираемся за столом вместе с близкими?

3) Я учу его пробовать и оценивать вкус.

Умение дегустировать приходит постепенно. Ребенок, видя, как мы неспешно наслаж-даемся каждым нюансом вкуса, начнет вести себя так же. Ему уже интересно играть в эту игру, остается только добавить слова. «Как тебе макароны? Этот пряный привкус дает базилик. Чувствуешь аромат? В прошлый раз я его не добавляла. Тебе нравится?»

О чем стоит спросить себя: даю ли я себе время, чтобы насладиться каждым кусочком, прежде чем его проглотить? Делимся ли мы за столом впечатлениями?

4) Я рассказываю историю каждого блюда, которое мы едим.

Еду недостаточно пробовать, о ней надо и говорить. Расскажите ребенку историю картошки, пиццы, какао. Когда и где появился рецепт? К примеру: «Это пирог по рецепту твоей бабушки. Когда мне было столько лет, сколько тебе, мы вместе пекли его осенью, когда на даче созревали яблоки. А сейчас мы можем есть его и весной, потому что яблоки нам привозят из теплых стран. Помнишь, как прошлым летом мы отдыхали в Испании – там очень много садов». У каждого блюда есть увлекательная история, которая запомнится ребенку и превратит еду в приключение, наполненное радостными открытиями.

О чем стоит спросить себя: откуда рецепт этого блюда? Когда мне довелось его попробовать впервые и какие чувства у меня с этим связаны?

5) Я знакомлю ребенка с традициями и правилами поведения за столом.

Еда – это способ почувствовать себя частью семьи. Глядя на близких, ребенок сначала учится держать ложку, потом есть с помощью ножа и вилки. Сегодня хорошие манеры – это не строгий этикет прошлых веков, правила поведения за столом отличаются не только в разных странах, но и в разных семьях. Важно, чтобы ребенок ел так, как и окружающие его взрослые – с уважением к пище, к другим людям и в конечном итоге – к самому себе.

О чем стоит спросить себя: сервирую ли я стол, прежде чем приступить к еде? Какие правила поведения за столом существуют в нашей семье?

читайте также

«Хорошо питаться не так просто»

Вернуть себе удовольствие от еды

alt

Ирина, 32 года, специалист по связям с общественностью, Тимофей, 8 лет «Вместе с сыном я заново научилась есть»

«Раньше я не задумывалась о том, что ем: не обращала внимания на этикетки, не знала о существовании усилителей вкуса, покупала полуфабрикаты... Когда родился Тимофей, все изменилось. Однажды мне на глаза попалась книга о том, как приучить ребенка к еде, которая принесет ему пользу и удовольствие*. И я начала прививать сыну полезные пищевые привычки. Например, чтобы он полюбил овощи, вырезала кружочки из моркови, огурца, сладкого перца, и мы составляли из них светофор. У нас был договор: когда на день рождения в детском саду ребята угощали всех шоколадными батончиками и карамелью на палочке, сын приносил сладости домой и мы меняли их на качественный шоколад и пастилу. Понятно, что гостинцы, в обилии содержавшие химические красители и ароматизаторы, тут же отправлялись в мусорное ведро. Прививая сыну здоровые пищевые привычки, я сама заново научилась есть. Оценила вкус некоторых продуктов и поменяла предпочтения. Например, раньше я не понимала вкуса рыбы. А сейчас она нравится мне намного больше некогда любимого мяса. Вот уже восемь лет, как мы перестроились на более здоровое питание, хотя и не ограничиваем себя ни в чем. Просто пакетированным сокам предпочитаем свежевыжатые, покупным сосискам –домашнюю еду: я беру мясо на рынке и сама делаю фарш. С точки зрения диетологии наше питание не слишком «правильное»: я много пеку и делаю невероятно вкусные конфеты... Так, начав с того, что будет полезно для сына, я пришла к тому, что открыла для себя прелесть домашней выпечки, самодельных котлет и свежих соков».

* А. Гиппиус «Накорми меня правильно! Чтобы я был здоров и весел» (Прайм-Еврознак, 2006).

6) Я учу его слышать свои желания и обсуждаю с ним меню.

Сегодня у нас большой выбор продуктов питания – на вкус каждого члена семьи. И желание съесть определенное блюдо не пустой каприз: вкусовыми ощущениями и эмоциями наше тело подает сигнал о том, в каких питательных веществах оно нуждается. Так внутренние механизмы регуляции получают доступ к нашему сознанию. Однако, если каждый будет есть свое (даже за общим столом), трапеза вряд ли будет объединяющей, общей. А потому меню стоит обсуждать, заранее договариваясь с ребенком: «Давай сегодня будет вкусная рыба, за которой папа специально ездил на рынок, а завтра приготовим курицу – такую, как хочешь ты».

О чем стоит спросить себя: кто и как составляет меню в нашей семье? Обсуждаем ли мы наши желания друг с другом?

7) Я помогаю ему открывать новое.

Устраивайте дегустации: новые блюда помогут ребенку постепенно расширить вкусовые горизонты, а это обогащает личность. Хотя и не стоит постоянно перескакивать с одного блюда на другое: лучше, чтобы основу составляли привычные для семьи вкусовые оттенки. Выбирая в магазине йогурты, сладости или любые готовые блюда, остановитесь в каждой категории на двух-трех – тех, что нравятся больше всего. Дело в том, что наш мозг отслеживает и фиксирует, как продукт питания влияет на наше самочувствие. И потом посылает нам сигнал: например, сейчас хорошо было бы съесть именно овсяное печенье, а не крекер с луком и солью.

О чем стоит спросить себя: какие блюда любят в нашей семье? Как часто мы пробуем новые рецепты?

8) В еде я не ставлю ребенку условий.

«Доешь рис (будешь хорошо себя вести) – получишь конфету (мороженое)!» Какие выводы сделает ребенок? Десерт – это бонус, нечто необязательное. Но он доставляет удовольствие. Значит, удовольствия от еды может и не быть. И наверное, при любой возможности лучше наесться до отвала мороженым или шоколадом. Кроме того, если взрослые могут лишить десерта, возможно, когда-нибудь они лишат меня и другой (важной на их взгляд) еды – кто может поручиться?.. Оставим же сладостям их законное место – в одном ряду с другими обычными блюдами, наравне с закусками, супом или горячим.

О чем стоит спросить себя: есть ли у меня запретные, а потому особенно желанные блюда, с помощью которых я наказываю или поощряю себя?

9) Я учу его распознавать чувства голода и насыщения.

Учиться есть – значит учиться слышать и уважать свои ощущения, стремясь к зоне комфорта: я не слишком голоден и не переел. А для этого нужно уметь отличить физиологический голод от желания поесть, чтобы успокоиться. О голоде может говорить упадок сил, урчание в животе… А как уловить момент насыщения? «Наверное, ты был очень голоден – за минуту съел все, что было в тарелке! Как теперь себя чувствуешь? Тяжеловато в животе? Да, ты долго терпел и потому так наелся. Наверное, стоило чем-то перекусить, чтобы так не переесть за обедом. Ты вспомнишь об этом в следующий раз, когда сильно проголодаешься?»

О чем стоит спросить себя: в каких ощущениях проявляется мой голод? Я заканчиваю есть, когда ощущаю комфорт или когда уже (слишком) полон желудок?

10) Я показываю, как есть блюда калорийные… и не очень.

Любые продукты достойны уважения, но высококалорийные требуют к себе особо трепетного отношения. Сладкие и жирные блюда дают организму энергию: чтобы насытиться, их нужно ничтожно мало. А потому, чтобы вовремя уловить сигналы насыщения, шоколад, выпечку, сыр или копчености стоит есть особо бережно и медленно, прислушиваясь к своим ощущениям: откусить маленький кусочек, подержать его во рту, чтобы в полной мере насладиться ярким вкусом, текстурой и ароматом продукта. Заметить, как с каждым следующим кусочком вкус меняется, становится уже менее желанным... а затем остановиться до следующего раза, когда вернется аппетит. Напротив, вкус овощей или зелени не сильно изменится от одной вилки к другой, надо лишь следить, чтобы не переполнился желудок. А что если ребенок настоятельно просит шоколадку или чипсы? Сначала лучше спросить, не голоден ли он. Если нет, может быть, что-то идет не так? Тяга к сладкому и жирному (такие продукты действительно обладают успокаивающими свойствами) обычно возникает, когда ребенку не хватает тепла – внимания, ласки, добрых слов. Не стоит приучать его есть вместо того, чтобы говорить. Предложите ему рассказать о своих заботах и чувствах, постарайтесь поговорить по душам. Разрешите ему съесть конфету и обсудите, почему ему так хотелось ее получить. «Садись со мной, давай я тебя обниму, а ты мне расскажешь, как у тебя жизнь, что хорошего, что не очень… А потом, если захочешь, можешь взять еще конфетку…»

О чем стоит спросить себя: могу ли я рассказать себе о том, что чувствую сейчас? Что на самом деле меня тревожит?

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты