psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Надежда Василевская 

Истинный дух тайчи

На Западе о тайчи (в других переводах тайцзи), как правило, знают не слишком много: некая гимнастика в замедленном ритме. Однако тайчи – это прежде всего духовный путь. О сущности этой «медитации в движении» рассказывает писатель, мастер тайчи Грегорио Манзур, уже более двадцати пяти лет постигающий ее науку.

Интервью с Грегорио Манзуром

Грегорио Манзур (Gregorio Manzur) – журналист, писатель, автор книги «Движения тишины» («Les Mouvements du silence: vingt ans d'initiation avec les maоtres de tai-chien Chine», Albin Michel, 2006), в которой он рассказывает о своих духовных исканиях, приведших его в Китай. Там он открыл для себя тайчи – союз боевого искусства, оздоровительной гимнастики и духовной практики.

alt ФОТО HUGH ARNOLD/GALLERYSTOCK/AGENCY.PHOTOGRAPHER.RU, OPALE/FOTOLINK 
Psychologies:  Что такое тайчи, какое определение вы бы дали?
Грегорио Манзур:  Согласно преданиям, тайчи придумали даосские монахи на рубеже тысячелетий, наблюдая за тем, как ведут себя в защите и нападении шесть разных животных: олень, медведь, обезьяна, тигр, журавль и змея. Таким образом, исходно это вид боевого искусства, включающий в себя 108 округлых движений, перетекающих одно в другое. «Тайчи» в переводе с китайского означает «высшая ступень боевых искусств» или «великий предел». Это одновременно и оздоровительная гимнастика, и боевое искусство, и путь духовного самосовершенствования. Цель занятий тайчи – высветлить свою жизненную энергию, называемую ци, и таким образом открыть свое сознание для постижения некоего высшего измерения. В представлении даосов человек является посредником между небом и землей. Чтобы проявить свою истинную сущность, заложенную в нем природой, ему необходимо успокоить тело и сознание. Тогда ему откроется так называемое предшествующее небо, то есть состояние внутреннего покоя, позволяющее жить в гармонии с миром внешним. Для этого мы прибегаем к двум взаимодополняющим практикам, направленным на очищение ци: одна состоит из определенного набора движений, а другая представляет собой сидячую медитацию чань (дзадзен).

От истоков тайчи

Согласно легенде, Чанг Сан Фенг увидел из своего окна поединок змеи и сороки. Летая кругами над землей, птица наблюдала за змеей, свернувшейся кольцами внизу. Змея следила за тем, как птица то удаляется, то приближается, все больше и больше угрожая ей. Внезапно сорока пронзительно вскрикнула и, резко взмахнув крыльями, кинулась на змею. Та стала качать головой из стороны в сторону, уворачиваясь от когтей и клюва птицы. Плавно скользя спиралью, сохраняя свою закрученную форму, она внезапно ринулась как молния и убила птицу. Тогда Чанг Сан Фенг понял, что округлость и гибкость берут верх над жесткостью и прямотой».

Отрывок из книги Грегорио Манзура «Движения тишины».

Главные идеи

Прежде всего, это умение согласовывать движения с умственным настроем и правильным дыханием. Эту идею гармонии подчеркивают китайские названия многих движений: «Ветер срывает листья лотоса», «Журавль расправляет крылья», «Павлин распускает хвост», «Разгоняя облака».

Очень важно не раздражаться, не суетиться, не нервничать. Концентрация внимания и воли, собирание воедино всех сил для правильного прохождения ци во время упражнений – непременное условие успешного освоения практики.

Помните, что тайцзи – это сила при минимуме усилий, мощь при обычной сдержанности, воля, собранная в кулак, при отсутствии насилия над собой, деяние при внешнем «недеянии».

Небольшое напряжение, которое вы почувствуете, следует сочетать с расслаблением – внутренним и внешним. Но никакого насилия, никаких сверхнагрузок. Тайцзи – не пытка, не издевательство над организмом, а способ, позволяющий найти свое место в мироздании.

Уже в самом начале изучения тайцзи помните золотое правило: движения – как волны, как дуновения ветерка, как медленный ход облаков. Дыхание спокойное, полное».

И-Шен «Тайцзи. Секреты здоровья». Невский проспект, Вектор, 2007.

Многие из нас смутно представляют себе, что такое ци. Не могли бы вы пояснить это понятие?
Г. М.:  Согласно китайской философии, это энергия, вдыхающая жизнь во все сущее. Для китайцев природа – это живой организм, а ци – это дыхание самой природы, дыхание самой жизни, источник силы как для живых существ, так и для неодушевленных предметов. Мы не обладаем ци, мы сами и есть ци! Тайчи можно представить как сферу, состоящую из двух полюсов: один активный (ян), другой – пассивный (инь), наподобие полноты и пустоты.

По мнению китайцев, гармоническое равновесие мира и, значит, равновесие каждого индивидуума зиждется на взаимодополняемости этих двух полюсов. Тело и сознание – это проявления одной и той же энергии ци, и они не могут быть разделены. Вот почему тайчи – это одновременно физическая и духовная практика. Когда сознание обретает равновесие и успокаивается, оно посылает сигналы успокоения нервной системе, которая реагирует немедленно: мускульное и нервное напряжение снимается и исчезает, и в теле и сознании воцаряется покой.

Можно и в обратном порядке: расслабляя тело, мы снимаем ментальное напряжение. В этом и состоит великий принцип китайской медицины: способствовать тому, чтобы энергия одинаково свободно циркулировала во всем организме, позволяя таким образом каждому органу функционировать без помех.

Мнение Ирины Хакамады

alt

Мой отец-самурай в детстве меня учил: «Никогда не делай того, что тебе не нравится». И я признаюсь, что тайчи, йога или другие восточные дисциплины – это не мое, мне нравится фитнес. Сегодня подобными практиками увлекаются многие, но важно не впадать в иллюзию, что они гарантируют нам внутреннюю гармонию автоматически. Одни мои знакомые недавно съездили в Тибет и посчитали, что там нашли в себе эту гармонию. Вернулись – и через месяц вновь понеслась обычная жизнь, со всеми ее безобразиями. Я думаю, никакая практика не поможет, если у человека нет Тибета внутри. Нет смысла творить чудеса на йоге, а в жизни ее философию не принимать, оставаться нетерпеливым, несбалансированным. Быть в гармонии с собой – это огромная внутренняя работа, которую нельзя переложить ни на врача, ни на коуча, ни на учителя. Никто не сделает ее за нас».

Следовательно, тайчи может стать эффективным средством против стресса?
Г. М.:  Да, если заниматься регулярно, тело привыкает к состоянию внутреннего покоя: оно им пропитывается, наслаждается им… И когда возникнет внешний стресс, оно его не примет. Со временем в человеке происходят внутренние изменения: он осознает стресс, под воздействием которого находился, и вдруг понимает, что у него есть огромный внутренний гармонизирующий потенциал, который он до сих пор не умел использовать. Это вовсе не значит, что человек закрывается от мира и его треволнений, просто он больше не поддается им.
Эта практика также полезна для здоровья. В чем суть ее воздействия?
Г. М.:  Движения тайчи, очень медленные и всегда округлые, обладают целебным эффектом, поскольку они оказывают мягкое воздействие на каждый мускул, каждый орган и каждую клетку так, чтобы жизненная энергия могла гармонично курсировать по энергетическим каналам нашего тела. Эти движения меняют наше самочувствие. Дыхание становится глубже, улучшается циркуляция крови, появляется здоровый цвет лица, сон становится спокойным, устраняются проблемы с пищеварением. Занятия тайчи также делают наше тело более гибким. Полезный эффект от этих упражнений можно ощутить с самого начала. Тайчи особенно ценно тем, что им можно начать заниматься в любом возрасте. Для этого не требуется никакой специальной физической подготовки и не ставится задачи достичь непременных спортивных результатов. Каждый двигается в своем ритме и на уровне своих возможностей.
Что мы можем узнать о самих себе, занимаясь тайчи?
Г. М.:  Мы привыкли жить быстро, быстро думать, действовать, а главное, быстро добиваться желаемого, и мы боимся фрустрации. А тайчи – это школа медленности, отстранения и терпения. Движение совершается в соответствии с ритмом ци, поэтому все наше внимание должно быть направлено на то, чтобы следовать за устремлением энергии жизни. Именно так мы получаем прямой и конкретный опыт динамической концентрации. Однако эти движения не только медленные, они еще и следуют друг за другом в определенном порядке. Это значит, что качество всей цепочки зависит от качества каждого движения. Этого можно достичь постоянным сосредоточенным их повторением на протяжении нескольких лет. Главное – стремиться не к красоте движений, а к их точности. Занятия тайчи постепенно помогают нам отстраниться от всего наносного, затмевающего нашу природную сущность. Мы меньше зависим от перепадов эмоций, внимательнее относимся к своему организму и правильнее питаемся, лучше себя чувствуем и не хотим отравлять свое тело и сознание. Наконец, мы отдаем себе отчет в том, что для нас действительно важно, и осознаем, что чем больше мы освобождаем себя, отказываясь от ненужного, тем богаче мы становимся.

Передавать учение тайчи – значит передавать образ жизни

Однажды вечером, будучи у себя дома во Франции, Грегорио Манзур узнал о смерти Гу Ме Шенга. Ученик потерял своего учителя, но его учение для него осталось живо. Это последний жизненный урок, который ему преподал его наставник.

Я говорю себе, что не надо плакать, что смерть – это сос-тавная часть нашей жизни. Я все понимаю, но чувства не внемлют разуму. Я один в своем маленьком доме. Я закры-ваю глаза. Проплывают образы, вспоминаются голоса, наши собрания, конференции, шутки, споры, книги – все, что связано с Гу Ме Шенгом. Горят три свечи, ласково дует мистраль. «У мыслей нет корней». Сознание освобождается, пустеет. Наступаетпокой, ясность. Вдруг меня охватывает жар с головы до ног. Он помогает мне укрепить позвоночник, он выпрямляет мне спину. Он заставляет меня открыть глаза и посмотреть в лицо его смерти. Эта смерть говорит мне о его присутствии в моей жизни. О том, что Гу Ме Шенг просто последовал по своему природному пути: родился, повзрослел, умер. Жизнь состоялась в полной мере. А теперь я должен сдержать свое слово и разделить его учение со своими друзьями. Несмотря на то что знаю не все, несмотря на мои слабости и ошибки. «Это то, через что проходит наш путь». Я засыпаю на стуле».

Отрывок из книги Грегорио Манзура «Движения тишины».

Вы утверждаете, что очень важно иметь хорошего наставника. Какими качествами должен обладать учитель и как его выбрать?
Г. М.:  Мы находим своего учителя в тот момент, когда мы оказываемся готовы стать учениками. Ведь обычно нами повелевает наше эго. А оно не желает менять привычек и не хочет никаких радикальных изменений. Пока нами командует эго, оно и выбирает учителя. Но тогда, когда мы созреваем к переменам, мы встречаем того, кто сможет нам в этом помочь. В переводе с китайского «учитель тайчи» означает «хороший друг». Настоящий учитель знает, что нужно и полезно для каждого из его учеников, он понимает, что каждый человек уникален и отличен от других, и обучает каждого в соответствии с его индивидуальностью. В таком обучении не существует стандартов. У каждого из нас есть глу-бинная интуиция, на нее и следует опираться при выборе учителя. Не стоит исходить из соображений «внешнего» порядка, то есть, например, искать курсы по принципу удобного расположения или популярности. Надо поэкспериментировать со своим телом и сознанием, попробовать то и другое, и, может быть, даже придется сменить не одного преподавателя, пока не найдешь то, что нужно. На мой взгляд, хороший учитель – это тот, кто сам в своей собственной жизни, в своих отношениях с другими людьми претворяет на практике те ценности, которые он преподает своим ученикам.
Вы занимаетесь тайчи уже более двадцати пяти лет. И что в вас изменилось?
Г. М.:  Еще в ранней юности я осознал, что обладаю очень импульсивным, взрывчатым характером, и я стал искать дисциплину, которая могла бы помочь мне канализировать мою энергию. Я познакомился со многими учениями и практиками, был в Индии и Непале, и все это было вполне благотворно, но настоящий толчок в грудь («Вот оно!») я ощутил в Сорбонне, на лекции того, кто позднее стал моим учителем тайчи, китайца Гу Ме Шенга. Путь мой был долог и труден, мое эго неимоверно сопротивлялось, но я чувствовал, что нашел ту самую дорогу, следуя которой смогу обрести внутренний покой. Наконец я научился укрощать необузданного коня, живущего во мне. Мои учителя помогли мне развить уверенность в себе, внутреннюю свободу и научили меня принимать себя таким, какой я есть. Параллельно занятиям тайчи я читал и сейчас читаю постоянно труды великих китайских мудрецов: Линь-Цзи, Конфуция, Лао-цзы. Их философия открыла мне совершенно другой способ постижения жизни, а главное, другой способ жить.

Есть вопрос?

  • Центр «Открытый мир», Лаборатория «Тайцзи», Москва, ул. Павловская, 18, т. (495) 725 5865.

Об этом

  • И-Шен «Тайцзи. Секреты здоровья», Невский проспект, Вектор, 2007.
Источник фотографий: OPALE/FOTOLINK
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты