psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Гришина,  Кристина Дельмар-Онан 
PSYCHOLOGIES №36

Каллиграфия: линии жизни

Произведение китайской каллиграфии наполнено жизненной энергией; арабскому каллиграфу помогают глубокая вера и правильное дыхание. Лучшие образцы древнего искусства рождаются там, где многолетние традиции и мастерство сливаются с импровизацией, а физическая энергия – с духовной.
alt

Мы почти разучились писать ручкой – любой текст удобнее набирать и править в компьютере. Неспешный эпистолярный жанр не выдерживает конкуренции с холодными и безликими, но зато такими практичными и удобными е-mail. И все же древнее и совершенно непрактичное искусство каллиграфии переживает настоящий ренессанс.

Хотите сменить ритм, остановиться, сосредоточившись на себе, своей душе, своих внутренних ощущениях? Займитесь каллиграфией. Можно медитировать, выводя по прописям строчки с идеальным наклоном. А можно отказаться от образца. «Не стремиться сделать произведение искусства, а подходить к листу с единственным смутным желанием – совершить жест, – говорит художник и каллиграф Евгений Добровинский. – Важен не результат, который получается, а сам процесс».

Каллиграфия – не просто «изящный почерк», не художественно оформленный текст, а искусство, в котором сочетаются ремесло мастера и его характер, мировоззрение и художественный вкус. Как в любом искусстве, здесь царит условность. К какой бы области ни относился каллиграфический текст – религии, философии, поэзии, главное в нем не информативность, а яркость и выразительность. Это в повседневной жизни от почерка в первую очередь требуются четкость и разборчивость – в каллиграфии легкость прочтения далеко не самое важное.

Великий китайский каллиграф Ван Сичжи (303–361) так объяснял эту разницу: «Обычный текст нуждается в содержании; каллиграфия же воспитывает душу и чувства, главное в ней – форма и жест».

Особенно это касается каллиграфии китайской (она используется также в Японии и Корее) и арабской, которые без преувеличения можно назвать и духовными практиками. К латинской каллиграфии это относится в меньшей степени.

Средневековые монахи, которые занимались переписыванием Библии, достигали большого мастерства в искусстве оформления текста, но развитие книгопечатания и торжество материалистического мировоззрения вытеснили каллиграфию из западного обихода. Сегодня латинская и вышедшая из нее славянская каллиграфия стоят намного ближе к декоративному искусству. «Латинская каллиграфия на 90 процентов – это красота и стиль, – объясняет преподаватель китайской каллиграфии московского Клуба чайной культуры Евгений Бакулин. – Китайская же в основном – это жизненное содержание». Для китайцев постижение «искусства штриха» – способ обретения мудрости. В арабской цивилизации «искусство линии» и вовсе священно: текст считается путем к Аллаху. Движение руки каллиграфа соединяет человека с высшим, божественным смыслом.

Об этом:

  • Александр Сторожук «Введение в китайскую иероглифику», Каро, 2004.
  • Сергей Курленин «Иероглифы шаг за шагом», Гиперион, 2002
  • Малькольм Кауч «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма», Белфакс, Роберт М. Тод, 1998
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


конечно
Psy like0
  • LILLAC   
    165 недель назад

думаете еще можно исправить?
Psy like0

короче/Вы поняли что нужно делать?)
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье