psyhologies.ru
тесты

«Я занимаюсь суми-э»

Прихоть или экзотика – осваивать мастерство традиционного японского рисунка тушью в европейском мегаполисе? Нет, уверена наш корреспондент: это медитативное занятие возвращает спокойствие, даря моменты творчества и любования красотой.
alt

Концентрация и экспрессия. Внимание и свобода выражения чувств. Все это – суми-э, японский традиционный рисунок тушью, иначе называемый суйбокуга. Для меня это выглядело как чудо: буквально несколько мазков рождали на бумаге благоухающую гортензию или трепещущий на ветру бамбук. Впервые увидев, как создается этот рисунок, я сразу решила, что хочу попробовать им заняться.

Оказалось, здесь все не так, как в европейской живописи. Перспектива наизнанку: то, что дальше, то должно быть светлее. Специальную кисть с мягким длинным ворсом длиной 4–5 см нужно держать вертикально, как палочки для еды: благодаря ее форме ею можно рисовать тончайшие линии и массивные мазки. Переходов светотени достигают, макая в тушь, разбавленную водой, разные части кисти. Это ювелирная работа – накладывать мазки, то складывая пластичную кисть клинышком, то лопаточкой, то макая в тушь самый ее заостренный кончик. Или же, напротив, орудовать разлохмаченной, почти сухой кистью. Все эти приемы требуют концентрации и тренировки. И не требуют никакого художественного образования – даже наоборот, чем меньше правил академического рисунка и живописи вы знаете, тем легче будет освоить эти новые приемы.

Найти учителя

«Суми-э» означает «тушь и вода». Суми, твердая тушь в брусках, делается из сажи хвойных деревьев – перед занятием ее растирают с водой до получения однородного угольно-черного цвета. Кроме нее понадобятся тонкая рисовая бумага, кисти, каменная тушечница из сланца или нефрита. И непосредственный контакт с учителем, который преподает, руководствуясь принципом «смотри и делай как я». Сенсей может не говорить ни слова – только снова и снова показывать движение кисти недостаточно внимательному ученику.

Так реализуется принцип прямой передачи знаний от учителя к ученику, используемый во всех видах традиционных восточных искусств – от чайной церемонии до единоборств. Преемственность обеспечивается институтом печатей: каждый мастер имеет собственную печать, на которой вырезаны два иероглифа. Первый иероглиф – часть имени учителя, второй – персональное имя художника. Благодаря такой системе образуется своего рода генеалогическое древо мастерства: по сохранившимся работам можно проследить, кто у кого учился, – буквально заглянуть в глубь веков. Система печатей повышает личную ответственность учителя перед учеником – ведь на ученических работах будет стоять его имя. Красная печать, заменяющая подпись, – неотъемлемый, традиционный элемент картины.

Где учиться?

www.suiboku.ru – сайт общества живописи суйбокуга (другое название «суми-э») в Центре японских искусств «Икэнобо» под руководством Мидори Ямады.

Здесь можно найти информацию об уроках, выставках, материалах, а также истории и философии этого искусства.

Источник фотографий: IMAGEWERKS/GETTYIMAGES/FOTOBANK.COM
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье