текст: Мария Тараненко 
PSYCHOLOGIES №9

Какого пола ваш аромат?

В большинстве магазинов ароматы четко делятся на мужские, женские и небольшой сегмент унисекс. Однако многие парфюмеры и покупатели считают, что в парфюмерии границы полов давно стерлись.
Какого пола ваш аромат ФОТО Getty Images 

В любом парфюмерном магазине женские и мужские ароматы сразу угадываются по флаконам. Для первых характерны изящные формы, фантазийные крышки и бантики. Вторые разливают в лаконичные черно-синие сосуды.

Окончательно точки над «i» расставляют названия. Девушек должны привлечь кокетливые Miss Dior и Modern Muse. А их спутников — гендерно детерминированные Le Male («Самец») от Jean Paul Gaultier, Invictus («Победитель») от Paco Rabanne или просто L’Homme Idéal («Идеальный мужчина»), Guerlain. Но так ли важен вопрос пола в парфюмерии?

До конца XIX века ароматы не делились на мужские и женские. Людовик XIV душился водой с нотами цветов апельсина, а императрица Евгения – цитрусовым Eau de Cologne Impériale от Guerlain. «Благоухать могли себе позволить лишь высшие сословия, которые канули в Лету после Великой французской революции. Когда граждан перестали делить по происхождению, на первое место вышел вопрос пола. И появились духи для мужчин и женщин», – объясняет социолог Джейн Межиас, автор книги «Пол и общество». Сильной половине человечества предписывалось пахнуть табаком и деревом, а слабой – цветами: розой, фиалками, ландышем.

Мужской клуб

Такое разделение сохранилось до наших дней. Но многие все равно ищут свой аромат на полках для противоположного пола. Так, 35-летняя Александра признается, что Le Male, Jean Paul Gaultier – символ ее беззаботной молодости. «Ночи напролет я танцевала с разными мужчинами в клубах. К утру одежда пропитывалась этим запахом, популярным в начале 2000-х. Я по сей день наношу эти духи по выходным», – говорит она.

А для 25-летней Вероники парфюм Dior Homme Sport – связующая ниточка с возлюбленным: «Когда он командировке, я наношу каплю этого аромата на запястье утром и вдыхаю целый день». 40-летняя Анна утверждает, что женские композиции не подходят к ее гардеробу. «Я ношу минималистичные вещи в мужском стиле и много лет храню верность Aсqua di Gio, Giorgio Armani. С ним чувствую себя сильной и уверенной. А женские композиции кажутся или конфетными, или легкомысленными, или порочными», – поясняет она.

Какого пола ваш аромат?

Гендерный баланс

Парфюмер Серж Лютанс видит и другие причины, которые заставляют нас нарушать границы пола. «Карл Густав Юнг ввел термины Анима и Анимус, обозначающие женское начало в мужчине и мужское начало в женщине. Анима — влияние эмоций и настроений. Анимус — категоричные, принципиальные решения. В этом смысле вторжение на парфюмерную территорию другого пола может оказаться бессознательным способом восстановить равновесие наших мужской и женской составляющих», — считает Серж Лютанс.

В женской команде

А что же мужчины? Конечно, среди них немногие пользуются женскими духами. Но есть исключения: такие, как Артем, 35-летний широкоплечий фитнес-инструктор. Он признается в любви к беззастенчиво сладким и терпким ароматам Alien или Angel, Thierry Mugler: «Обожаю быть не как все. И выделяться мне помогают ароматы. Все отмечают их оригинальность, не догадываясь, что это женские парфюмы». Александру 45 лет, и он признается, что иногда носит духи из коллекции своей покойной матери: «Они напоминают мне о ней, хоть на коже раскрываются по-другому и большинство звучит вполне мужественно».

Большинство парфюмеров не признают гендерного разделения запахов

Большинство парфюмеров не признают гендерного разделения запахов. «70% наших творений бесполы. Мы создаем свои композиции как живописные полотна, соединяя ноты подобно мазкам на холсте. Вы ведь не будете искать пол у пейзажей? Зачем обозначать, кому адресован аромат? Пусть пользуются все, кому он нравится», — говорит Кристин Нажель, главный парфюмер Дома Hermès.

Не очень любят творцы и слово «унисекс». «Это как если бы вы написали, что аромат получился бесхарактерным, никаким», — считает «нос» Жак Кавалье. Но как быть с парными ароматами, в которых гендерное разделение неизбежно? На самом деле, зачастую в мужских и женских композициях, объединенных одним названием, нет одинаковых нот, а есть лишь общая концепция и рекламная кампания. Если они вам нравятся, идите в магазин, слушайте и выбирайте любой из дуэта. Ведь, как мы выяснили, гендерных законов в парфюмерии больше нет.

Микс цветов, специй и дерева

Marc Jacobs Сucumber Splash
Marc Jacobs Сucumber Splash
Prada La Femme
Prada La Femme
Yves Saint Laurent Black Opium Nuit Blanche
Yves Saint Laurent Black Opium Nuit Blanche
Lancôme Ôud Ambroisie
Lancôme Ôud Ambroisie из коллекции Maison Lancôme Grand Cru
Thierry Mugler Alien Divine Ornamentations
Thierry Mugler Alien Divine Ornamentations

в коллекционном флаконе с частицами настоящего золота.

1 / 1

C нотами цитрусов и дерева

Serge Lutens Baptême du Feu
Serge Lutens Baptême du Feu
Giorgio Armani Acqua di Gio
Giorgio Armani Acqua di Gio
Guerlain Mandarine Basilic из линии Aqua Allegoria
Guerlain Mandarine Basilic из линии Aqua Allegoria
Tom Ford Black Orchid
Tom Ford Black Orchid
Dior Gris Montaigne из линии La Collection Privée Christian Dior
Dior Gris Montaigne из линии La Collection Privée Christian Dior
Burberry Mr. Burberry
Burberry Mr. Burberry
1 / 1
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты