1. Оценить мастерство. Кажется, будто Маканин держит в руке резец и режет по дереву – глубоко, четко, безошибочно. Не делая ни единого лишнего движения, рифмуя ситуации, мотивы, персонажей. 1990-е годы. Две сестры: 30-летняя Ольга, хозяйка студии с репродукциями Кандинского, и Инна, «томящаяся натура», обсуждающая с Олей ее бурные романы. Герой первого, молодой перспективный политик, побежал без всякой необходимости в КГБ с доносом. Герой второго, молодой рок-музыкант Макс, тихо тянет из Ольги деньги. Следом на сцену является отец Макса, профессиональный осведомитель, по доносам которого посадили десятки людей.
2. Разгадать притчу. Владимир Маканин написал жесткую притчу, поставив диагноз и обществу, и современному человеку. 1990-е взяты им как «осевое время», на неуютном, продувном фоне которого очень удобно рассматривать глубинные свойства человеческой натуры и механизмы все тех же отношений: мужчина–женщина, палач–жертва, паразит–донор…
Владимир Маканин, российский прозаик, лауреат «Русского Букера» (за повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»,1993) и премии «Большая книга» (за роман «Асан», 2008).
3. Разобраться самому. Весь финал этого романа Ольга рыдает у себя в комнате. Истины, которые ей открываются, и в самом деле неутешительны. Самые мудрые и добрые здесь – бездомные и бывшие зэки. Люди питаются иллюзиями – абстрактной живописью, поездками в Питер, влюбленностями в подлецов. И еще: «В России надо жить долго». И выходить из дома, как говорят охотники, на «дорассвете». В каком смысле? А вот тут стоп. С этим каждый должен разобраться сам: писатель до конца ничего не разъясняет, не разжевывает. Говорю же, притча. К сожалению, о нас.
ЭКСМО, 320 с.
Майя Кучерская