Майя Кучерская
Среди ее книг «Плач по уехавшей учительнице рисования», «Приходские истории. Вместо проповеди».
Александр Твардовский «Новомирский дневник»

Глеб Шульпяков о дневнике Александра Твардовского

Глеб Шульпяков – поэт, прозаик, эссеист. Лауреат поощрительной премии «Триумф». Автор стихотворных сборников, а также трилогии философских романов – «Книга Синана» (Ад Маргинем, 2005), «Цунами» (Вагриус, 2008) и «Фес» (Время, 2010).
Глеб Шульпяков – поэт, прозаик, эссеист. Лауреат поощрительной премии «Триумф». Автор стихотворных сборников, а также трилогии философских романов – «Книга Синана» (Ад Маргинем, 2005), «Цунами» (Вагриус, 2008) и «Фес» (Время, 2010).

«Новомирский дневник» Твардовского охватывает десятилетие (1961–1970), когда журнал «Новый мир» попал под особый «прицел» – и читательского внимания, и властей. В то время газеты и литературные журналы были чем-то вроде нынешнего телевидения. Идеология «поступала» к пользователю через печать. Поэтому, например, публикация «Одного дня Ивана Денисовича» стала для миллионов читателей настоящим событием. Она меняла отношение к культу личности. Ощущение людей в стране. Дневник – хроника событий вокруг этой публикации. Интересно наблюдать, как со временем меняется отношение Твардовского к Солженицыну. Сначала: «молодец, умен и чист, полон энергии». Но после публикации «Одного дня» судьба «Нового мира» стала прямо зависеть от высказываний писателя в адрес власти. Твардовский называл тактику Солженицына «полным пренебрежением судьбой журнала и людей, которые из-за него терпят». «Я уже жалею, что надписал ему Лирику этих лет «С неизменной любовью», не добавив: «к его таланту». Его самого я уже просто не люблю».

«Новомирский дневник» Александр Твардовский, ПРОЗАиК, в 2 т., 664 с. и 640 с.
«Новомирский дневник» Александр Твардовский, ПРОЗАиК, в 2 т., 664 с. и 640 с.

Не скрывал Твардовский и своего отношения к новым «звездам». Например, применительно к аудитории Евтушенко он нашел удивительно точное слово: «неомещанская среда». Дневник показывает нам человека – а не знаменитого поэта или частника, сажающего на даче яблоньки или пьющего водку (хотя и это есть). Человека в ситуации пограничной, страшной. В те десять лет Твардовский был больше собственных стихов и славы. Наверное, даже больше себя – ради дела, которое он считал на тот момент важным».