Алексей Слаповский, автор романов, рассказов, сценариев к телесериалам и фильмам. Лауреат Всероссийского конкурса драматургов, Первой премии на I Европейском конкурсе пьес, а также четырехкратный финалист премии «Букер» за романы «День денег» (Вагриус, 2000), «Качество жизни» (Вагриус, 2004), «Первое второе пришествие» (Эксмо, 2005), «Анкета» (АСТ, 2011).
Алексей Слаповский, автор романов, рассказов, сценариев к телесериалам и фильмам. Лауреат Всероссийского конкурса драматургов, Первой премии на I Европейском конкурсе пьес, а также четырехкратный финалист премии «Букер» за романы «День денег» (Вагриус, 2000), «Качество жизни» (Вагриус, 2004), «Первое второе пришествие» (Эксмо, 2005), «Анкета» (АСТ, 2011).

1. Что вы сейчас читаете?

«Волшебную гору» Томаса Манна (АСТ, 2011). По какому-то недоразумению раньше не прочел. Наслаждаюсь и сам себе завидую. Сочувствую последователям и подражателям: Манн с немецкой пунктуальностью вычистил творческое поле, на котором работал, так, что ни одного колоска не осталось.

2. Автор, к которому вы постоянно возвращаетесь?

К Достоевскому – мысленно или перечитывая. Все его герои мучаются, маются, чего-то ищут, я чувствую себя среди них в своей компании, я с ними не одинок.

3. Книга, которую вы перечитываете в трудную минуту?

У меня обычно трудные не минуты, а дни. Я ничего не читаю, не смотрю, не умею развлекаться, спасает только работа. Такая получается трудовая самопсихотерапия. Сублимирую свои проблемы в тексты. Не всегда удачно: слишком личное всегда мешает качеству. Но – легчает. Это вообще один из главных стимулов для писания – чтобы полегчало.

4. Персонаж, который вам особенно близок?

Их много, и разброс большой – от Андрея Болконского до Венички. От дворянской (с чего бы?) гордыни, честолюбия, поисков славы, а затем мудрости – к люмпен-интеллигентскому стакану и разговору с пьяными ангелами. Могли неделями общаться. Сейчас – два-три дня в году. Не те пошли ангелы.

5. Книга, которая подтолкнула вас к сочинительству?

«Приключения доисторического мальчика» Д'Эрвильи (Эксмо, 2009). Лет в шесть или семь. Дочитав, я подумал: «А откуда автор знает про мальчика, он же доисторический? Значит – сочинил? Как это здорово – придумывать целые миры и заставлять читателей верить! Я тоже так хочу». В советское время это называлось «ранняя профориентация».

6. Ваши критерии хорошего романа?

Ощущение, что это не написано, а всегда было. И по-другому нельзя. А не переношу хвастовство стилем: когда слова мешают читать сами себя. Или, наоборот, корявость. Я очень брезгливо отношусь к дурно написанным текстам – будто вошел в лифт, где недавно проехала компания бомжей. До физиологического отвращения.

7. С кем из писателей, живых или умерших, вы хотели бы пообщаться лично?

Я и так общаюсь – через книги. Живые писатели всегда только часть самих себя. Нередко – не лучшая часть.