alt

Амели Нотомб буквально ворвалась во французскую литературу в 90-е. Ее темпераментное, страстное письмо, ее откровенность, неожиданная экзотичность тем и положений сразу приковали внимание публики.

Отец Амели был дипломатом, и семья долго жила в Японии – стране, с которой у Амели связаны первые впечатления детства. Собственно, об этом и идет речь в «Метафизике труб». Нотомб начинает повествование с первых дней рождения и заканчивает роман, когда героине исполняется три года. Можно только подивиться художественной отваге автора, который решился изобразить досознательный, допамятный период своей жизни. В русской литературе, пожалуй, можно назвать лишь одного автора, который столь же далеко уходил в историю своего «Я». Это Андрей Белый, создатель автобиографических повестей «Котик Летаев», «Крещеный китаец». В романе Нотомб есть своя интрига, свои периоды становления. Сначала – двухлетнее пребывание в своеобразной коме, абсолютном равнодушии к миру: Нотомб умудряется подробно описывать здесь младенческие ощущения и реакции, самопогруженность «Я». Затем – неожиданное пробуждение жизненных энергий и обретение речи, точнее, открытие дара, уже жившего внутри, – другим. Художественная убедительность в изображении Нотомб детского восприятия мира как чуда, как рая не может не удивлять. Ее героиня чувствует себя божеством, центром Вселенной, обладающим неограниченной властью над окружающими (японцы и в самом деле относятся к ребенку до трех лет как к божеству). Автор словно воскрешает память о забытых смыслах, о «райских» знаках, которые являет маленькому человеку мир. В самой Нотомб эта память о «японском рае» была настолько сильна, что она уже взрослой вернулась в Японию, решив, что это страна, в которой ей суждено жить.

Купить на Озоне