В Бразилии 13 июня открылся чемпионат мира по футболу. Чем так важен футбол для мужчин и что следует понимать про него женщинам? Психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова о магии футбола.
13 июня в Бразилии начинается Чемпионат мира по футболу – событие, которого болельщики всего мира ждали четыре года, а российские – целых 12 (в последний раз наша команда пробилась в финальную часть самого престижного турнира еще в 2002 году). Чего ждут от месяца футбольных сражений мужчины – и чего ожидать женщинам? Об этом размышляет наш эксперт, психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова.
Эмоции. Футбол позволяет зрителю пережить массу самых ярких эмоций. Это и радость, и разочарование, и полное падение, и почти оргастический восторг, когда любимая команда забивает гол. В реальной жизни все мы по мере взросления обрастаем защитами. И, к сожалению, не позволяем себе испытывать настолько всепоглощающие эмоции. А в некоторых случаях это и к счастью – потому что речь и об агрессивных эмоциях тоже: о злости, желании одолеть противника любой ценой. Все это дает мужчине просмотр футбола.
Единение и идентификация. Многие исследования показывают, что, когда мы за кем-то наблюдаем, в нашем мозге активизируются зеркальные нейроны. И фактически мы переживаем те же чувства, что и человек, за которым мы наблюдаем. А это значит, что футбольный болельщик идентифицирует себя с игроками – с их силой и ловкостью, с умением взаимодействовать между собой. Это очень важный для мужской идентификации момент. И не менее важный – единение, общее переживание, доступное в толпе, а в прежние времена – в хоре, в церкви. Оно помогает каждому разделить свою эмоцию – даже глубокую или тяжелую – с другими людьми посредством молитвы, скандирования или марша. То же происходит и с футбольными болельщиками – особенно на стадионе, но даже и перед телевизором, уже от самого осознания того, что вместе с каждым из них игру смотрят десятки миллионов людей.
Обладание. По статистике футболист владеет главным игровым предметом – мячом – меньше, чем в любом другом популярном виде спорта: меньше трех минут за полтора часа игры. Мне кажется, это очень важно. Мы все хотим чем-то обладать, но не всегда можем. В психоанализе есть понятие принципа реальности. На самом простом и грубом уровне его можно объяснить так: ребенок хочет обладать матерью, но не может, потому что она принадлежит отцу. И принцип реальности состоит в признании таких ограничений и получении удовольствия какими-то иными способами. Вот и в футболе полное обладание тоже невозможно. Это дает очень красивую символику. Потому что счастье обладания и экстаз гола возможны только при поддержке других мужчин, товарищей по команде, и под мудрым руководством отца-тренера. Очень правильная и гармоничная картина мира, до которой в реальности, как правило, очень далеко.
Игра. И наконец, футбол позволяет мужчине просто побыть ребенком, установить связь со своим детским «Я». С тем «Я», которое совсем не обязано постоянно быть серьезным и нести ответственность за семью, а хочет иногда просто поиграть. Мы слишком редко позволяем себе освободить фантазию, забыть хоть ненадолго обо всех защитах, о которых я упомянула. А это ведь тоже необходимо.
Женщина. Самое неправильное, что может делать женщина, – ревновать своего мужчину к футболу. Фактически она тем самым ревнует мужчину к его стремлению хотя бы опосредовано идентифицировать себя с образцами мужественности, успеха, возможно, с какой-то своей мечтой. С мужской ролью, которая никак при этом не связана с этой женщиной. Говоря языком психоанализа, женщина, стремящаяся препятствовать мужскому увлечению футболом, на самом деле таким образом кастрирует своего мужчину. Подавляет в нем ресурс, за счет которого он может черпать силы, выражать свои эмоции, проявлять ту же агрессию, чтобы не проявлять ее потом в семье – даже пассивным образом. Конечно, правильнее было бы попробовать разделить со своим мужчиной его страсть к футболу. Для женщины это замечательная возможность лучше почувствовать своего мужчину, понять, как он способен эмоционально реагировать. Где ей еще в обычной жизни узнать, как он может кричать, дрожать, рвать на себе волосы и чуть не плакать? Правда, нужно понимать, что мужчина может и не хотеть, чтобы женщина вовлекалась в его футбольные переживания. Он может считать эту территорию сугубо мужской и быть не заинтересованным в том, чтобы разделить свои эмоции. Это зависит от личной истории: если женщина для мужчины – изначально ограничивающий объект, накладывающий табу на некие удовольствия и выражение эмоций, то такой мужчина просто не сможет в ее присутствии расслабиться. Не из-за того, что женщина плохая, а из-за того, что он просто не может себе представить, что с женщиной можно до такой степени дать волю эмоциям. Ну может быть, мама у него была слишком контролирующая. Но в этом случае футбол для него – способ легально пережить моменты мужского счастья и единения без женщин. И такого мужчину лучше оставить в покое, а потом уже порадоваться или попереживать вместе с ним. Но после игры. Обычно это несложно понять: радуешься вместе с человеком и он продолжает радоваться – значит, все в порядке. А если садишься рядом, а он хмурится, зажимается, – то лучше и не надо.
Секс. И последний, но тоже очень важный момент. Требовать от мужчины сексуальных отношений сразу после футбольного матча может быть и неправильно. Потому что если говорить об идентификации, то после трудного матча он может быть эмоционально истощен. Хотя это еще и от результата матча зависит тоже. Так что остается только пожелать удачи нашей сборной.
Светлана Федорова, кандидат Парижского психоаналитического общества, преподаватель НИУ ВШЭ.