В какой-то период жизни я несколько демонизировал деньги, чурался их и даже презирал. В этом был, конечно, некоторый перекос. Хотя в целом я относился к ним спокойно. Психологи, кстати, предполагают, что тяга к деньгам (как, впрочем, и к власти) замещает отсутствующее счастье в любви. Но это так – к слову.
Нас учили, что деньги выполняют ряд функций, вот мы и относились к ним функционально: средство платежа, мера стоимости, средство накопления. А еще после распада СССР деньги стали формой «свободы» и «средства передвижения». Мнение – чем больше денег, тем больше независимости – стало господствующим.
В семьях отношение к деньгам разное, и воспитывается оно с детства. В одних детей держат на голодном пайке, считая, что только так можно привить уважение к деньгам, ибо деньги – это в первую очередь эквивалент вложенного труда. В других детей балуют, в третьих заставляют зарабатывать, независимо от того, насколько богаты родители, в четвертых строят с детьми договорные экономические отношения, давая в долг, в кредит, выплачивая премии и тому подобное. Я, например, знаю семью, где мальчику платят за прочитанную книгу.
Какое-то время для меня было проблемой «взять в долг» у родителей. У детей еще можно – с отдачей. А что касается родителей, то меня приучили, что у них не одалживают (ну, во всяком случае, по мелочам, а по крупному мне никогда не приходилось), а просто берут, когда нужно и когда у тех есть. Возможно, я не прав, но так привык.
В конце концов, деньги – всего лишь инструмент, хотя и очень важный, практически необходимый для жизни в цивилизованном обществе. А инструментом надо уметь распорядиться, он, как любой другой, может принести и пользу, и вред – как с ним обращаться, для чего использовать. По-моему, самое точное отношение к деньгам – отношение кассира, – бесстрастное. То есть арифметическое: столько-то нужно, столько-то желательно, столько-то не хватает. За деньги не покупается все, хотя им и приписывают чудодейственную силу. Деньги не форма самоутверждения, как думают многие, не универсальный символ успеха («умный – покажи деньги»). Но деньги также и не дьявольское изобретение, от которого надо бежать или обязательно с ним бороться. Деньги – это всего лишь очередная ошибка в коммуникации. Но если их отменить, я уверен, появятся страшные эквиваленты: человек и не такое может придумать. Так что лучше деньги. Согласны?