
Австралийка Элеанор Каттон – самый молодой лауреат Букера (28 лет), а «Светила» – самая большая книга (800 с.), удостоенная этой премии. По сути, это первый ее роман; дебютная новелла «Репетиция» (The Rehearsal, 2008) – и в самом деле только репетиция, дипломная работа.
Медленный на первых страницах, роман незаметно захватывает, вовлекает меня в череду невероятных, странных, пугающих событий. В новозеландском городке золотоискателей Хокитика в январе 1866 года умирает старатель-отшельник, и в его хижине находят золотой клад; приезжает политик на встречу с избирателями, и бесследно исчезает его сундук с документами; пропадает молодой золотодобытчик, несмотря на свою фортуну… Двенадцать уважаемых жителей Хокитики решают начать расследование. Они собирают совет, выбирают себе арбитром новичка Уолтера Мади и рассказывают ему свои истории жизни, желая выйти из сложившейся путаницы с наименьшими потерями, а лучше – оказаться в выигрыше. И тут-то оказывается, что правду говорить для них мучительно и страшно и верить друг другу они не привыкли.
Чем глубже я погружаюсь в книгу, тем яснее понимаю, что детективная история здесь – совсем не главное. Роман Каттон скорее философский, он – о желании и (не)возможности начать жизнь заново. Ведь это так заманчиво – откупиться от страхов, уничтожить улики, найти связи, постичь тайны мироздания и, вооружившись новым знанием, дать жизни второй шанс. Но тщетно: на другом конце света, даже спустя 20–30 лет, тени прошлого преследуют и чувства те же. Ситуации повторяются до тех пор, пока герои не решатся говорить правду, не откажутся от мести, не выберут милосердие вместо золота. Жизнь циклична, подвластна небесным законам, которые строги, но до известной степени справедливы. Освободиться от их власти удается лишь двум влюбленным. Все, что они могут, – верить, что другой жив и любит. Не ища доказательств и не зная сомнений. Для них-то и открывается чистая страница.
Перевод с английского Светланы Лихачевой. Азбука, Иностранка, 800 с.