alt

Эффект неожиданности

Говорят, когда-то Иэн Макьюэн для оттачивания мастерства писал по рассказу в день. Однако возможность оценить его талант в малых формах появилась у нас только сейчас. И надо сказать, что автор романов «Амстердам», «Искупление», «Дитя во времени» (Эксмо, 2007, 2008), едва ли не самый именитый современный британский писатель, и в жанре рассказа держит планку. Он может строить его как монолог персонажа, когда речь героя особенно важна, но убедителен и в историях от третьего лица, где на первый план выходят сюжетные перипетии. Другое дело, что Макьюэн не Вудхаус и даже не Роальд Даль. Он принадлежит другой – нашей – эпохе и потому гораздо более раскован, не боится ни откровенных выражений, ни щекотливых ситуаций. Классическая повествовательная манера, как и нормы поведения, здесь чаще всего не более чем ловушка. И если читатель сталкивается со знакомым мотивом, это означает, что все произойдет вопреки литературным канонам. По существу, каждый рассказ Макьюэна психологический этюд. Автор как будто заглядывает за кулисы жизненного театра, смотрит, что скрывается за линией поведения персонажей, и с мрачноватой иронией преподносит свои открытия.

Эксмо, 2009 г.