Ж. Лапланш «Жизнь и смерть в психоанализе»

Самое фундаментальное открытие Фрейда — не страх кастрации и не зависть к пенису, а возможность исцелять словом — и ее научное обоснование. Важность воздействия слова на пациента в методе Фрейда невозможно переоценить. Но как воздействует слово самого Фрейда?

Несомненно, что, создавая свои работы, он относился к выбору слов с особой тщательностью, свойственной даже не каждому писателю. Ни одно изменение термина не случайно — в нем в свернутом виде присутствует информация о развитии авторского подхода. Поэтому у нас есть все основания анализировать каждое из них и вдумываться в малейшие оттенки смысла.

Этому и посвятил большую часть своей научной деятельности Жан Лапланш. Известный русскому читателю главным образом благодаря своему «Словарю по психоанализу» (Центр гуманитарных инициатив, 2010), во Франции он автор 12 трудов по теории психоанализа. Британский журнал «Радикальная философия» (Radical Philosophy) назвал его «наиболее оригинальным и философски осведомленным теоретиком психоанализа».

Размышления над работами Фрейда (прочитанными в подлиннике, на немецком) и анализ эволюции его взглядов приводят Лапланша к собственным открытиям и выводам. В том числе к тому, что деструктивное влечение не является антагонистом влечения к жизни: «Влечение к смерти не имеет собственной энергии. Его энергия — это либидо».

ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 376 с.