Psychologies: «Жесть», видимо, первый российский хоррор. И первый проект кинокомпании Arnold & Gregor, созданной вами для производства именно такого рода фильмов – триллеров и хорроров. В чем особенность российского «жесткого жанра»?
Ю. Бахшиев: Я бы не назвал «Жесть» хоррором. Скорее, это психопатологический триллер – с серийным убийцей, расследованием. А что касается нашего жанра… В нем персонажи изначально отрицательные не лишены обаяния. Триллер-хоррор выражает, как ни странно, загадку русской души. А она примерно такова: с человеком, который готов всадить тебе вилы в живот, можно поболтать о душевных тяготах, выпить. И то, что он потом сделает, он сделает внезапно и даже для себя неожиданно. Огромная доля всех преступлений, совершаемых в России, – это, как известно, «бытовуха», те самые вилы: нормальный человек хватает топор и расчленяет домочадцев. Конечно, и на Западе подобное случается, но не так часто. И потом, нигде в мире люди на свадьбах не дерутся с таким упоением и после этого не обнимаются с тем же упоением, как у нас!
Д. Нейманд: Западное жанровое кино базируется на фрейдистских основаниях, и фильмы по этой причине плоские, у героя всегда есть фрейдистский мотив (мама в детстве нашлепала не по делу). А в России мотивацию не раскрыть, потому что она корнями уходит в «тонкий мир» – в вопросы веры, например… Нашему зрителю мало простого объяснения, вроде несправедливых шлепков в прошлом. Нужно чувствовать эту загадку русской души и ее в русском триллере или хорроре обозначить.
Принято считать, что хоррор выполняет определенные психологические функции: выброс негативной зрительской энергии, психологическую разрядку...
Ю. Бахшиев: Нужна ли нашему зрителю разрядка? Это вопрос. У нас человек беззащитен – и перед социумом, и перед отдельными людьми, и властями... Потому жанр и не развит – в жизни хоррора достаточно. Но для меня триллер – это главным образом работа мозга, игра: предскажешь ход событий или нет.
В ролях: Алена Бабенко, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Сергей Шакуров, Иван Ургант, Рената Литвинова.