К психоаналитику приносят двухмесячного (!) младенца. Кожа ребенка покрыта струпьями, он тяжело дышит. Психоаналитик читает симптомы как символы: ребенок пытается «сменить кожу» и перестать дышать. Почему? Его чернокожая мать отказалась от него в роддоме — она хотела, чтоб его усыновила семья с более высоким достатком и, вероятно, с белой кожей. А младенец мечтает вернуться в утробу, в те времена, когда он был соединен с мамой пуповиной и еще не дышал. Каролин Эльячефф рассказывает один за другим случаи из своей практики во время работы с государственными яслями для детей, по тем или иным причинам оставшихся без родителей, и размышляет: «Суть детского психоанализа заключается в том, чтобы собственным телом почувствовать, какое воздействие на тело ребенка оказали какие-то слова и события, а затем обозначить эти ощущения словами, чтобы слова психоаналитика произвели, в свою очередь, необходимое действие бытия». Однако то, что можно узнать из ее размышлений, имеет отношение не только к психоанализу, но и к самым основам жизни и нравственности: «Если психоаналитик „осуждает“, это почти всегда означает, что себя он считает „лучше“ родителей ребенка, которых он в данный момент консультирует. В этом случае он перестает быть врачом и становится опасным для ребенка, поскольку никогда не имеет права подменять собой судью…»
ИНСТИТУТ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 208 с.