Помимо сексуального и пищевого инстинкта существует третья, независимая от них система побудительных сил – привязанность. Таково было открытие английского психоаналитика Джона Боулби (1907–1990). Он исходил из того, что мы все обладаем биологически заложенной «системой привязанностей» (то есть близких эмоциональных связей), которая обеспечивает нам выживание и защиту в младенчестве и сохраняется в течение всей жизни. Его теория вызвала резкое неприятие коллег, но со временем стала основным подходом к пониманию раннего развития ребенка. Родители, воспитатели, учителя, которые умеют опознавать различные модели привязанности, способны более чутко отвечать на нужды и запросы подопечных. Чрезмерное «цепляние» за родителя, грубость и злость, замкнутость и недоверчивость – все эти виды поведения, от которого страдает сам ребенок, свидетельствуют о нарушении чувства привязанности. Знать об этих моделях важно также для помогающих специалистов, например психотерапевтов. Причем в общении не только с детьми, но и со взрослыми. Потому что ситуация, когда пациент обращается за помощью, активирует его систему привязанностей, и это влияет на отношения со специалистом и на весь терапевтический процесс в целом. Детский психоаналитик Карл Хайнц Бриш рассказывает о жизни и работе Джона Боулби и его последователей и описывает случаи из собственной практики.
Когито-Центр, 316 с.