alt
Фото
Getty Images

Леонид Гозман, психолог, политик, автор курса лекций по политической психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова. Статья основана на лекции Леонида Гозмана «Человек в борьбе за власть», прочитанной на психологической конференции «Вилка» 19 апреля 2015 года.

Когда речь заходит о том, как люди борются за власть и зачем они это делают, возникает значительно больше вопросов, чем ответов. Политическая психология вообще – это наука о страстях. Я нигде не видел таких страстей, как в борьбе за власть. Она идет от Томаса Гоббса1. Он впервые вывел политические структуры из психологических особенностей людей. Он говорил, что люди – если оставить их без присмотра – начинают вести войну каждого против всех. И чтобы они не перестреляли друг друга, не перегрызли друг другу горло, люди договариваются между собой. Договариваются о том, что будет специальный человек, который будет вооружен и будет следить за тем, чтобы другие – невооруженные – не перебили друг друга.

Но нельзя построить власть только на страхе. Как говорил французский политик Талейран, штыки хороши всем, кроме одного – на них нельзя сидеть. Власть строится и на согласии. Вы должны соглашаться с тем, что тот, кто правит, имеет право править. Вы должны считать этот порядок праведным и справедливым. Вы можете считать его соответствующим Божьим постановлениям, национальным традициям или других правилам. Тогда власть будет стабильной.

А еще вы должны любить эту власть. Как ни странно, в основе власти всегда лежит любовь. И чем более власть некомпетентна и неэффективна – а абсолютно эффективной власти не бывает, – тем больше ее любят. Некрасов писал: «Люди холопского звания – сущие псы, иногда: чем тяжелей наказания – тем им милей господа». Почему северокорейцы любили Ким Ир Сена – человека, превратившего страну в концлагерь и посадившего людей на голодный паек? Люди рыдали на его похоронах. Почему? Потому что боялись. Это вытесненный страх, который приводит к любви.

Чем определяются изменения в обществе? Александр Дюма говорил, что если бы д'Артаньян не успел с подвесками, то была бы война между Англией и Францией. А Маркс объяснял все иначе: экономика, производительные силы и производственные отношения. И с этой точки зрения неважно, успел бы д'Артаньян. Война бы случилась независимо от этого, если бы для этого были причины. А есть теория заговора: во всем виноваты жидомасоны, которые в течение многих лет пытаются захватить власть над человечеством. Я думаю, что изменения в обществе определяются человеческими желаниями, человеческими иллюзиями. Тем, во что мы верим.

С каким посылом обращается власть к людям? Он бывает предельно конкретным. А бывает великим, мессианским. Французский король Карл IV ввел лозунг, который стал известен всему французскому народу: сделать так, чтобы у каждого французского крестьянина по воскресеньям была в супе курица. И уже на исходе своей власти, когда он ездил по стране, он заходил в крестьянские дома и проверял: есть ли курица. И она была.

«В основе власти всегда лежит любовь. И чем более власть некомпетентна и неэффективна – тем больше ее любят»

И есть другой посыл – мессианский. Замечательный поэт Павел Коган написал такие строки: «Но мы еще дойдем до Ганга и мы еще умрем в боях, чтобы от Японии до Англии сияла Родина моя». Как видите, здесь курицы в горшке и в помине нет. Или, как у Михаила Светлова: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Обратите внимание – не себе, а крестьянам.

«Курица в горшке» – это очень рискованно для власти. Потому что ее может не быть. Люди скажут: «Подожди, ты же обещал…» Когда вы не оправдываете ожиданий, вас надо сменить. С другой стороны, «земля в Гренаде» – это, конечно, здорово, но люди от этого устают. Эта экзальтация преобразуется в агрессию и национализм. «Неблагодарные дикари не понимают своего блага. Они восстают. И во имя их же блага их нужно усмирить». И тогда оказывается, что любая империя во имя служения великой идее использует страх и страшные методы.

Чем более демократичная страна – тем больше курица в горшке. Потому что люди постоянно проверяют. «Ты зачем стал президентом? Что будет с моими налогами, с моей медицинской страховкой?» Когда люди соглашаются с властью? Когда верят в нее. Люди верят во власть по нескольким причинам. Первая причина: «так было всегда». Британская монархия придумала дикое количество ритуалов, чтобы показать, что она никогда не менялась. Чтобы никому и в голову не приходило что-то менять. Другая причина – Бог. «Власть от Бога». Третья причина – Закон. Почему никто никогда не штурмовал Белый дом в Америке? Потому что для американцев президентом может быть только тот, кого выбрали согласно Конституции. И наконец, есть харизма. Почему Фидель Кастро правил Кубой почти пятьдесят лет? Потому что он Фидель. Что-то исходило из этого человека. Те, кто его слушал, готовы были пойти за ним сразу. Почему за одними идут, а за другими не идут? Были проведены тысячи исследований, но мы до сих пор не знаем.

Почему мы прекращаем верить в ту систему, которая есть? И ту власть, которая есть? Короли в Европе в Средние века лечили разные болезни своими прикосновениями. И часть больных действительно излечивались. Потому что королю верили. Король только до тех пор король, пока в него верят. Он только до тех пор король, пока его признают королем. Когда в 1905 году императору хватило ума стрелять по людям, которые пришли иконами, с хоругвями – просить реформ, тогда священник Георгий Гапон сказал: у нас нет больше царя. Потому что царь не может стрелять по людям. Царь потерял право на власть.

Все великие империи погибают. Что происходит, когда гибнет империя? Самый простой и естественный выход – это привести к власти Гитлера. Так случилось в Германии. Неизбежно ли это – очень важный вопрос для нас. Наша империя погибла совсем недавно. Когда люди верят в империю, в великую миссию, радость очень быстро сменяется злобой. Появляется ощущение, что мы в кольце врагов, все нас ненавидят. Поэтому Гитлер приходит естественным путем. Были более успешные примеры. Британцы после ликвидации империи сказали сами себе: «Мы выполнили свою миссию. Поэтому мы можем уйти». Так было создано Британское содружество, было создана новая успешная идентичность. И там не появилось своего Гитлера. Появится ли он у нас – на этот вопрос пока нет ответа.


1 Томас Гоббс – английский философ-материалист, автор знаменитых «Основ философии» (1642–1655).