
Psychologies: Вы говорите с детьми об очень взрослых вещах, например о безответной любви, как в повести «Мартин не плачет». Понятна ли им эта тема?
Линор Горалик: Мир ребенка сложнее, динамичнее и жестче, чем мир взрослых людей. И дети оказываются в ситуации несчастной любви гораздо чаще, чем взрослые, и они в ней безоружнее, чем мы. Ведь у ребенка еще нет навыка управления своими эмоциями — он нарабатывается годами. Не менее сложно взаимодействовать с любовью других людей к нам самим, которая бывает непрошеной, слишком сильной и вообще не такой, как хотелось бы.
В вашей новой книге «Агата возвращается домой» 8-летняя девочка, встретив в лесу беса, оказывается перед нравственным выбором, непростым и для взрослого (вспомним Фауста…). О чем на самом деле эта страшная сказка?
Л. Г.: Мне кажется, детство любого человека — это история отказа от соблазнов. Взросление состоит из желаний, которым нужно научиться не подчиняться. И самое трудное — это когда «нельзя» становится нашим собственным. Не кто-то из взрослых вовремя хватает нас за руку, а мы сами останавливаем себя. Именно это происходит с Агатой. И когда она отказывается от соблазнов, которыми искушает ее бес, она оказывается умной, взрослой, ответственной девочкой… И не то чтобы это делало ее счастливой. Это никого не делает счастливым. Это и тяжело, и страшно — взрослеть. Так что вообще-то я — против.