Людмила Улицкая «Поэтка. Книга о памяти: Наталья Горбаневская»

Psychologies: Кем для вас была Наталья Горбаневская?

Людмила Улицкая: Наташа была моей близкой подругой, со времен ранней юности. Я всегда знала, что она человек очень крупного масштаба, оригинальный, сложный, порой с детскими реакциями. Я ее любила — а любовь всегда искажает картину. В моих глазах она была и останется хорошим поэтом и человеком с чистым сердцем.

В предисловии вы пишете, что подвиг Горбаневской не исчерпывается тем, что она вышла на Красную площадь в августе 1968 года, протестуя против введения советских войск в Чехословакию. Что еще в ее жизни вы ощущаете подвигом?

Ну, сама она считала своим главным подвигом «Хронику текущих событий» (самиздатовский правозащитный бюллетень, который редактировала Горбаневская. — Прим. ред.). Наташа совершила подвиг в частной жизни — по собиранию семьи в обстоятельствах, когда никто кроме нее такого сделать не смог бы.

Почему «собирание семьи» — это подвиг? Что в этом героического?

Наташин случай — один из важных для меня примеров устроительства семьи в случае, когда дети есть, а брака нет. Она растила детей без отцов, отказалась от помощи, и это ее право. И когда внебрачные дети родились у ее сыновей, она их «увнучила». Любила этих детей не меньше тех внуков, которые родились позже, уже в браке, и это была (и есть) замечательная семья, и был большой для всех праздник, когда удавалось собраться всем внукам вместе. И большая Наташина победа над всеобщими предрассудками.