Центром нашего социального существования итальянский философ Маурицио Феррарис считает мобильный телефон. Потому что именно он позволяет «связаться друг с другом посредством всех форм устной и письменной коммуникации, принимать записи всех параметров (тексты, рисунки, музыку), проверять собственную выписку со счета, оплачивать билет в метро или в учреждение… скачать ту или иную книжку и читать ее в поезде». Свой тезис о том, что мобильный – самый совершенный символ социальной онтологии, Феррарис окружает занятными наблюдениями об изменениях, внесенных в нашу жизнь сотовой связью. Феррарис замечает, например, что мобильный стимулировал развитие письменности (мы постоянно шлем SMS). Следовательно, заключает философ, «прамобильники» – это письма и надписи на глиняных и восковых дощечках. С этим нетрудно (и очень хочется!) поспорить, напомнить о роли интернета, например. Но, кажется, специально для этого Феррарис и написал свою провокативную и остроумную книгу.
Новое литературное обозрение, 352 с.