Марина Егорова
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Мифы об отличниках

Говорить о проблемах школьников-отличников у нас не принято: у них же все хорошо, родители ими гордятся, учителя их любят, на олимпиадах они приносят школе награды, хлопот с ними никаких... Начиная с 2005 года при поддержке фонда имени Д. С. Лихачева мы проводили серию исследований с целью сравнить бытующие в обществе стереотипные представления с особенностями самовосприятия бывших школьных отличников: как они описывают себя, свои проблемы и достижения, отношения с другими людьми.

Полученные данные полностью или частично опровергают многие мифы*. Выяснилось, например, что отношение к отличникам не зависит от их личных качеств (предполагалось, что к одаренным отличникам относятся хорошо, а к зубрилам – плохо). Другое заблуждение – что отношение к отличнику зависит от того, насколько в данной школе образование воспринимается как ценность.

Но даже в лучших школах респонденты утверждали, что отличники часто имеют особые отношения с учителями, демонстрируют свое превосходство, не готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Еще один стереотип приписывает отличникам несамостоятельность, хотя они вполне способны активно действовать: выбирать «свой» вуз, отделяться от родителей, уезжать в другой город и т. п.

Самый, пожалуй, опасный миф – жизненная неуспешность отличников. В действительности они обычно достигают поставленных целей. Более того, большинство из тех, кто в школьные годы был отличником, во взрослом возрасте получают удовлетворение от работы. Отмечу интересную динамику: лет 15 назад половина владельцев собственного бизнеса были бывшими троечниками, а отличников было очень немного. Сегодня 56% владельцев бизнеса и топ-менеджеров – хорошисты, еще 22% – отличники.

На мой взгляд, все мы заинтересованы в том, чтобы увеличить вклад образованных людей в развитие общества, так что имеет смысл задуматься над парадоксом: почему интеллект ценится, а интеллектуалы не пользуются уважением? Почему мы пытаемся воспитать в собственных детях желание и умение учиться и одновременно отвергаем, обесцениваем тех, кто соответствует этим нашим требованиям?

* Вопросы психологии, 2008, № 3. С. 170–173.