Выставка работ Дмитрия Мартынова
Фото
Дмитрий Мартынов

Первое, что бросается в глаза при взгляде на фотографии Дмитрия Мартынова, — на них совершенно нет людей. Но потом начинаешь понимать: они здесь и не нужны. Природа рассказывает свою историю, используя обветренные и омытые водой скалы, причудливые наслоения минералов, обманчивые тени на облаках… Чтобы передать эту историю, Дмитрий Мартынов объехал крупнейшие национальные парки США и даже побывал в землях, принадлежащих индейцам навахо. Его выставка похожа на страстное признание в любви к природе. Мы попросили автора сформулировать свои ощущения в словах — несмотря на всю сложность этой задачи.

Открытие фотовыставки
Автор проекта Дмитрий Мартынов

Psychologies: Какое место в вашей жизни занимает фотография?

Дмитрий Мартынов: Фотография всегда была естественной частью моей жизни. В моей семье фотографией занимались отец, дядя. Во время моего детства она еще была черно-белой. Мы брали доску, клали на ванну, выключали свет, проявляли снимки с помощью красной лампы. Вдруг на бумаге проступало изображение. Для меня, подростка, это было как магия. Потом фотоаппарат появился и у меня. Сначала я просто брал его в поездки, снимал что-то интересное. В 90-е годы, когда появилась возможность свободно выезжать из страны, мы много путешествовали по миру с коллегами по бизнесу. Фотографии накапливались. В какой-то момент я подумал, что хочу с кем-то поделиться ими. Первая выставка у меня была в 2006 году. Она называлась «По странам и континентам». Я беседовал с дизайнерами, долго отбирал фотографии. И вот это стало толчком для размышлений: я стал задумываться о том, для чего это делаю, зачем. Это был стимул больше вглядываться в окружающий мир, пристальнее смотреть на него.

Название вашей выставки — «Природа: цвет, свет и форма». Почему именно эти слова?

Д. М.: Эта тема пришла мне на ум, когда я работал с фотоархивом. В первую очередь я хотел передать красоту нашего мира, которую так трудно уловить. И не только в переносном смысле: некоторые цвета человеческий глаз просто не может различить. Например, в Каньоне Антилопы потрясающее сочетание красок — синей, голубой, ярко-оранжевой. Они проявляются только на фотографии. Удивительно, как природа создает эти яркие цвета и линии. Мне интересно ловить эти моменты, пытаться выразить какое-то настроение. Вот, к примеру, Аллея Монументов в Северной Аризоне, США. Само это место обладает колоссальной энергетикой. На закате, когда солнце опускается, на всю нашу группу это производило потрясающее впечатление. Какое-то абсолютное спокойствие, разлитое в атмосфере, звенящий воздух, тишина абсолютная — и краски. Ради таких моментов стоит проделать путь в тысячи километров.

О чем, по-вашему, задумывается человек, который смотрит на ваши фотографии? Что они могут ему открыть?

Д. М.: Хотелось бы, чтобы он проникся ощущением, как прекрасен окружающий нас мир. Увидел то, что вижу я. При съемке обнаруживаешь, что природа выступает то как скульптор, то как абстрактный живописец. Фотографии огненных потоков в Йеллоустоунском парке — это как будто зарождение жизни. Открытый мозг земли. Похоже на океан из книги Станислава Лема «Солярис». Потоки — как кровеносные сосуды или как переплетение волокон. Ощущение, что это организм, вся поверхность которого — нечто живое и даже мыслящее. Другие места похожи на абстрактную живопись. А некоторые, наоборот, навевают ассоциации с человеческими фигурами. Я мало снимаю людей, но и у неживой природы можно найти свои «портреты». Например, каменный выступ в Каньоне Антилопы похож на угрюмый профиль. Я назвал его «Бюрократ». А есть другая фотография — «Творец». На первый взгляд — такой же кусок скалы, но ощущение уже совсем другое. Индейцы навахо верили, что скалы в Каньоне Брайс — это на самом деле души людей, наказанных за их злые дела. Навахо считали, что когда эти изваяния окрашиваются в красные цвета на рассвете и закате, души испытывают мучения.

Как на вас повлияли занятия фотографией? Что значит для вас — быть фотографом?

Д. М.: Наверное, вырабатывается особое чутье. В другой раз прошел бы мимо, а тут уже чувствуешь сюжет, сама собой складывается композиция. Приучаешься более тщательно смотреть на окружающий мир. Бывает, что надо куда-то ехать, записываться за полгода, чтобы получить нужные условия для съемки. Но повседневность тоже преподносит сюрпризы. Допустим, проснулся с утра на даче, выглянул в окно — а там туман. Еще горят фонари, их лучи пробиваются сквозь слоистый воздух, и получается удивительная картина. Иногда нужен объектив камеры, чтобы увидеть это.