Чаще всего галлюцинацию определяют как ощущение, возникающее в отсутствие реального предмета этого ощущения. Но самому Саксу нравится больше прочих определение, данное Уильямом Джеймсом в 1890 году: «Галлюцинация есть ощущение столь же живое и столь же реальное, как и то, которое мы воспринимаем при наличии вне нас реального объекта». Зачем, спросите вы, читать книгу на такую узкопрофессиональную тему нам, душевноздоровым людям, даже если ее автор – американский невролог и нейропсихолог с мировым именем, чьи работы переведены на 20 языков мира? Затем, что галлюцинации имеют множество форм, и это огромная и неотъемлемая часть человеческой культуры, частый источник литературы и фольклора, живописи и танца, всех форм верований и ритуальных практик. Или вот, например, музыка: сочинять музыку почти всегда значит слышать мелодию, которой на самом деле нет. Галлюцинации, искажения восприятия, видения и просто фантазии – это разные вещи, но, так или иначе, они бывали со всеми (нам показалось или послышалось). Это вовсе не значит, что мы сходим с ума. Но разобраться в том, что делает наш мозг вопреки нашей воле, не мешает. Книга написана привычно-увлекательно, легко и даже захватывающе, что немаловажно.
Перевод с английского Александра Анваера.
АСТ, 350 с.