От 2 до 5% детей боятся ходить в школу*. У некоторых из них страх настолько велик, что они перестают справляться со своей тревогой. Одни начинают капризничать и без повода ссорятся с родителями, братьями и сестрами, у других появляются головные боли, тошнота и даже рвота, нарушается сон. Некоторые мальчики и девочки, особенно в начальных классах, признаются, что видят школу в страшных снах и хотели бы учиться дома. Ребенок может бояться строгой учительницы или того, что его не пустят в туалет, что он не сможет решить контрольную… Среди разных причин детских страхов школы есть две, которые родители редко воспринимают всерьез. Прежде всего, взрослые недооценивают важность для ребенка отношений с одноклассниками. Нередко страх школы означает именно страх коллектива, неумение занять комфортное для себя место в классе. Многие дети не умеют дружить и решать конфликты. Даже если у ребенка есть приятель в близком окружении, в школе он может чувствовать себя очень одиноко и ежедневно бояться насмешек одноклассников, их подначек, игр. Если к тому же у него не сложились отношения с учителем, ситуация становится действительно невыносимой.
Галия Нигметжанова – ведущий психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».
Обсудите проблему с другими родителями, чтобы понять, уникальны ли переживания вашего ребенка. Понаблюдайте за его общением с другими детьми, создайте ситуацию, которая сблизит его с одноклассниками, – например, предоставьте место и время для их встреч у вас дома, организуйте совместный поход в кино на выходные. Учите ребенка навыкам общения и обязательно говорите с ним о его чувствах, о том, что переживаете вы и другие люди. Среди тех, кто буквально заставляет себя ходить в школу, немало ребят, чьи родители часто говорят о хороших оценках, высоких достижениях. Для детей строгих, «давящих» родителей невыносимой становится любая собственная оплошность. Они постоянно чувствуют свою никчемность, неуспешность и могут замкнуться или, наоборот, вести себя вызывающе, скандалить, хвастаться, лгать. Родителям непросто почувствовать, где проходит граница между воспитанием и давлением на ребенка. Спросите себя: допускаю ли я, что мой сын или дочь – другой человек, у которого есть свои предпочтения и право ошибаться? Что случится, если в дневнике появится тройка? И еще: интересуясь школьной жизнью, чаще спрашивайте ребенка о радостном, о том, что удивило его сегодня, рассмешило, принесло удовольствие.
* Zeitschrift fuer Jugendschutz und Erziehung. 2008, bd. 3.
Об этом
«Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога» Ирина Млодик Подробный анализ школ разных типов и отношений, возникающих внутри четырехугольника «школа – учитель – ученик – родители». Любая спорная ситуация представлена автором, детским психологом, объемно, с разных точек зрения (Генезис, 2008).