Psychologies: Зачем говорить с детьми о вопросах бытия?
О. Б.: Для меня философия – живой диалог, вопросы. Я не учу детей и взрослых каким-то истинам – я предлагаю им убедиться в том, что все истины субъективны и что свой выбор мы всегда совершаем сами. Важно делать это осознанно, то есть понимать, почему мы принимаем то или иное решение. На встречах и семинарах в разных странах многие дети и взрослые впервые задают себе вопрос: «Зачем я так поступаю?», «Зачем я это говорю?», «Кто этого хочет – я или кто-то другой?» Дети отвечают охотно и много смеются, а взрослые чувствуют себя неуютно, даже начинают злиться!
Злиться?
О. Б.: И еще как! Большинство взрослых обычно не спрашивает себя об этом – конечно, ведь у них куча дел, им надо на работу, надо посмотреть телевизор, и вообще они и так все знают… На наших встречах они нередко нервничают, потому что видят в этих вопросах, в необходимости сделать выбор угрозу своему спокойствию и благополучию, а то и своей личности. Они начинают защищаться: «Я – зрелый человек!», «Я прочитал столько книг!», «Я и сам много знаю!» И за всеми этими защитами я вижу их страх. Ведь взрослые больше, чем дети, знают о смерти, одиночестве, сильнее боятся оказаться отвергнутыми и не отваживаются думать свободно. Если не отбить у детей охоту спрашивать, они не станут повторять бездумно авторитетные высказывания и будут осознавать себя и свое место в мире, не страшась собственных, независимых суждений.
Интервью Дарья Рыбина