Капричос. Если помните, так назывался цикл гравюр Гойи, плод самых темных его фантазмов. И этот фильм про Гойю переплетением воль и судеб своих создателей похож на «Капричос». Фабула же такова: в 1792 году, когда инквизиция вновь заявила о себе, муза и возлюбленная портретиста королевского двора Франсиско Гойи была обвинена в ереси. Гойя обратился за помощью к другу-священнику. Так пересеклись линии жизни главных героев, но это еще не все… Прославленный сценарист Жан-Клод Каррьер работал с Луисом Бунюэлем, который мечтал сделать фильм о Гойе. Но Бунюэль умер, и Каррьер закончил сценарий уже для Милоша Формана, чеха и американского режиссера. Знаменитый испанский актер Хавьер Бардем мечтал сыграть Гойю, но роль досталась нордическому шведу. Если к этому добавить, что музыку к фильму написал балканский музыкант, то картина будет… окончательной фантасмагорией. Что понравилось бы автору «Капричос».
Мадридский двор в текущей политике. Форман, режиссер политического темперамента, вводит в фильм современность: современное отношение к власти, современное понимание истории, новое видение веры. Тут «Призраки…» становятся немного похожи на исторические «научпопы» телекомпании ВВС. Но авторская смелость подкупает.
Хавьер Агирресаробе. В «Других» с Николь Кидман этот оператор создал темноту. Полную предчувствий, драматически прорезанную лучами. В «Поговори с ней» Педро Альмодовара он снимал женские тела, будто это пейзажи. Он по шесть часов ставит на съемочной площадке освещение, доводя до нервного тика мастеров по свету, но добиваясь своих трагических теней. И продюсеры не возражают. Потому что только Агирресаробе может создать кадр, способный соревноваться в выразительности с картинами самого Гойи.
В ролях: Стеллан Скарсгор, Натали Портман, Хавьер Бардем и другие