Мария Гайдар
Руководитель фонда «Социальный запрос».
alt

В Москве сейчас укрупняют и объединяют все, что только можно: поликлиники собирают в громадные комплексы (по 4–6 за раз!), плохие школы связывают с хорошими, детские сады присоединяют к школам, больницы сливают друг с другом. Естественно, эта реформа стала темой широкого обсуждения. Пенсионеры, учителя, врачи, молодежь – всем есть что сказать по этому поводу. И у каждого возникают сильные эмоции, прежде всего - возмущение. Честно сказать, я и сама не без удовольствия к этому возмущению присоединяюсь. В кругу моих друзей и знакомых практически ежедневно можно услышать: для чего мы два года готовились к поступлению в гимназию? Чтобы ее объединили с обычной районной школой? Когда уже это кончится? Пусть уже создадут одну общемосковскую школу и одну общемосковскую поликлинику. А потом объединят их друг с другом! Они сами-то знают, чего хотят добиться?

Эта последняя фраза заставила меня задуматься. Действительно, создается впечатление, что авторы реформ не знают, чего хотят. Но знаем ли мы, чего хотим сами? Позиция многих моих подруг такова: они хотят, чтобы было «как в Германии или в Израиле». Чтобы лечение было бесплатно, а попасть к любому специалисту можно было быстро. На мой вопрос, как быть, если все же приходится выбирать между бесплатностью и оперативностью, ответ был категоричен: «Это не наше дело. Наше дело платить налоги и требовать, чтобы все было хорошо; а о том, как этого добиться, пусть голова болит у экспертов. Даром, что ли, они сидят там на этих должностях?»

В таком ответе есть логика. Но представьте, что таким образом мы будем подходить к строительству собственного дома или ремонту квартиры. Вряд ли кто-то решится заплатить дизайнеру крупную сумму, довольствуясь словами: «Не беспокойтесь, все будет хорошо». Мы знаем: вникать, проверять и вносить коррективы по ходу работы совершенно необходимо. Я убеждена, что ровно так же должны строиться отношения граждан с властью. Особенно когда дело касается медицины и образования. Очень многое здесь зависит от наших целей и желаний, от умения видеть главное и от того, чем мы готовы пожертвовать ради конечного результата. Просторная гостиная или кабинет, кладовая или шкаф-купе, ковролин или ламинат: никто, кроме нас самих, не определит, что важнее в нашем собственном доме. И делать этот выбор – наша обязанность. Даже если хитрый дизайнер уверяет, что волноваться не стоит и все, в конечном итоге, обязательно будет хорошо.