Рене Жирар – один из крупнейших философов современности. В Европе он стал популярен после студенческой революции 1968-го, но в Россию пришел с большим опозданием: первая его книга была переведена лишь в 2000 году. В эту, третью по счету «русскую» книгу Жирара вошли эссе о Гюго, Прусте и Камю. Философ прочитывает Пруста и Камю вопреки Фрейду. Основным конфликтом экзистенциального романа Жирар полагает не фрейдистское разоблачение якобы глубоко запрятанных «детских символов», но «двойничество», соперничество, вечное противостояние «Я» и Другого. Европейский роман, по Жирару, начинается с «Дон Кихота» и достигает своих вершин в творчестве Достоевского. Именно Достоевский – главный герой «Критики». Жирар прослеживает излюбленный сюжет двойничества от «Записок из подполья» до «Братьев Карамазовых». Этот роман не о соблазне, но о «бессилии дьявола», – полагает Жирар. Дьявол осознан как Другой, он назван и изгнан, он больше не пугает. Зло, отделенное от человека, которого оно преследует, кажется даже смешным и нелепым.
НЛО, 256 с.