Видимо, мы с вами добрались до конца истории «Трое друзей открыли ресторан». На первый взгляд мало что поменялось в жизни и взаимоотношениях наших героев. Так же пробуксовывают процессы на кухне, персонал наблюдает за владельцами, а они продолжают выяснять отношения и пополнять счет «кто из нас больше занят».
Тем не менее есть некоторые перемены во внутреннем климате команды. Первое, что бросается в глаза, – попытки найти новые бизнес-решения. Например, друзья обсуждают новый формат бизнес-ланча, подумывают о проведении мастер-класса. Идеи хорошие, но у меня сложилось впечатление, что действия сумбурны и суетливы: «А не попробовать ли нам?..» Владельцы ресторана не собираются вместе и не обсуждают возможные шаги, риски и последствия. Отсюда и непродуктивный мастер-класс, который не принес денег ресторану, и не очень уверенные объяснения Ксении, чем поможет формат бизнес-ланча и как это скажется на результатах.
Второй момент, не менее важный с точки зрения управления командой. Ксения и Наталья уже в открытую говорят, что не могут бросить начатое дело (интересно, как бы они поступили, если бы была такая возможность?). Для Дениса ресторан перестает быть приоритетом среди других возможных проектов. Думаю, что такое отношение к своей работе как к тяжелому чемодану без ручки – нести тяжело, а бросить жалко, – не укрепляет веру персонала в конечный успех предприятия. Необходимо переломить ситуацию, а для этого кто-то из владельцев должен полностью, с головой погрузиться только в работу, не жалуясь и показывая пример другим. В противном случае персонал начнет искать более стабильное место работы.
И еще один момент. В решении возникающих вопросов и поиске новых путей владельцы и сотрудники все больше замыкаются на себе, забывая о том, что самое важное – их клиенты. Хотелось бы ошибаться, но мне кажется, появилось двойственное отношение к посетителям ресторана. С одной стороны, они нам нужны и мы им рады, с другой – они приходят не вовремя («У нас то слишком спокойно, то слишком активно» – но разве не так бывает в любом ресторане?) или заказывают не то (реакция на комментарий гостьи о пюре из пастернака). Клиенты тонко чувствуют отношение к себе, и при таком отношении мало кому из них захочется прийти в Meatball Heaven еще раз или порекомендовать место друзьям. Клиент, может быть, и не всегда прав, но он всегда ваш клиент – это важное правило. Посмотрим, чем все закончится.
Конец истории?
Ну что же… Союз развалился… Девушки приняли решение, что Денис выходит из компании и покидает проект. Оставим за кадром вопрос о том, как решение было принято. Думаю, что без участия самого Дениса. Вряд ли он, зная о таком решении, говорил бы поварам на кухне, что хочет сегодня проработать несколько новых блюд. Денис «держит лицо» и не оспаривает правильность этого решения перед остальными сотрудниками.
Интересно сравнить реакции разных людей на новость: персонал (и это понятно) растерян, Наталья – достаточно нейтральна, Ксения не может скрыть радости. Думаю, что с эмоциональной точки зрения основная линия конфликта была именно между Ксенией и Денисом. Если для Ксении это финал сложной ситуации, то для персонала – начало перемен с пока неизвестным результатом. Совершенно ясно, что им грустно после ухода Дениса – думаю, что он был идейным вдохновителем, а не только автором меню. Уверена, что у многих на кухне вопрос – к лучшему ли эти перемены и чего еще ждать? В этой ситуации не стоит ограничиваться фразой «С уходом Дениса ничего не поменяется». Поменяется обязательно, вопрос – как поменяется и как это отразится на всех и каждом.
Восхищает готовность Ксении взвалить на себя весь груз ответственности за бизнес в трудный момент. Один из партнеров вышел из бизнеса, другая не может активно участвовать в управлении из-за рождения ребенка. Сможет ли Ксения одна справиться со всем, начиная от смены меню (новая концепция качественного фастфуда) до мелких операционных вопросов? Готова ли она к тому, что ее решения будут сравнивать с возможными решениями Дениса? Наверное, чаще такие сравнения будут не в ее пользу, особенно в первое время. Готова ли доверить поварам вопросы, в которых сама менее компетентна? Мне кажется, в данный момент Ксении нужны если не единомышленники, то союзники из персонала. Будем надеяться, что Meatball Heaven выживет в новом формате и с новым лидером.
Пока митбольный ресторан Ксении и Наташи пытается выжить без шеф-повара, мы отправимся в одно новое заведение, которое открылось по соседству. Его концепция нарушает все законы ресторанного бизнеса по-московски.
Продолжение сериала смотрите по субботам (в 11.30), с повторами по воскресеньям (в 14.30, 01.30) и четвергам в 01.30. Комментарий Ольги Мухиной к новым сериям читайте на сайте Psychologies в разделе «Обозреватели». m24.ru/videos/52336