Если в чем и можно упрекнуть эту книгу, то в не слишком качественных иллюстрациях. Пытаясь создать философию фотографии, известный мыслитель ХХ века обращался к абсолютно конкретным кадрам. Напряжение, с которым он вглядывается в них, силясь понять, что привлекает его в знаменитых и безвестных снимках, ощутимо в тексте почти физически. Тем обиднее, что сами фотографии воспроизведены не очень четко и разделить визуальный опыт философа почти невозможно. К счастью, это единственный упрек. Camera lucida (название можно перевести с латыни как «светлая комната») написана проще и эмоциональнее многих классических работ Барта. Эмоции объяснимы: к созданию книги его подтолкнул разбор фотографий, найденных после смерти любимой матери. Ролану Барту нет дела до техники съемки и рассуждений об искусстве фото. Он пишет о времени, жизни, смерти и месте человека в мире. С поразительной легкостью вскрывая связь фотографии с основными понятиями философии. И с бесстрашием обреченного следуя в бездны им же самим только что сформулированных парадоксов. Один из которых превосходно проиллюстрирован обложкой книги. На ней – портрет юноши, осужденного на казнь 150 лет назад. Приговоренный к смерти в будущем, которое давно уже стало прошлым, он, застывший на снимке, – жив или мертв?
AD MARGINEM, 272 с.