Вапреле весь мир обошла новость про американского предпринимателя Дэна Прайса. Он прочел книгу психолога Даниэля Канемана (Daniel Kahneman) о том, что недостаток денег делает людей несчастными, а вот их избыток счастья не прибавляет. По оценкам Канемана, 70 тысяч долларов в год – рубеж доходов, выше которого счастье определяется уже совсем другими факторами. Человек дела, Дэн Прайс пошел на весьма решительный шаг. Он поднял зарплату всем сотрудникам своей компании до этой цифры, снизив собственный заработок (исчислявшийся шестизначными числами) до тех же 70 тысяч, да еще и потратив значительную часть прибыли. Прайс рассчитывает, что счастливые сотрудники станут залогом успеха и выведут компанию на новый уровень.
Отказаться от стандартных схем
Это, возможно, немного экстравагантный пример. Но вовсе не уникальный. Все больше предпринимателей идут на не самые очевидные перемены в своих компаниях. Во Франции, например, существует Ассоциация прогрессивного менедж-мента. Она объединяет руководителей, которые борются с бюрократией на своих предприятиях. Ликвидируют должности управленцев, отказываются от любых атрибутов собственной власти и предоставляют работникам широкие возможности самим решать, как и когда они будут выполнять свои задачи. Главное – стратегические цели компании, в остальном – максимальная свобода и демократия. Причем в Ассоциацию вступают не владельцы проблемных компаний, а вполне успешные бизнесмены. Что заставляет их идти на риск, ломать привычные модели?
Экономист Отто Шармер (Otto Scharmer), лектор в «Слоановской школе бизнеса» при Массачусетском технологическом институте (США), утверждает, что всех руководителей можно разделить на три категории. Практически все они знают, что именно делают, и это сфера нашего прошлого опыта: мы делаем то, что знакомо и получается. Гораздо меньшее число руководителей знает, как именно они это делают, и это зона открытости настоящему: мы открываемся тем процессам, которые происходят прямо сейчас, и меняемся вместе с ними. Это уже требует определенной смелости, но в результате то, что мы делаем, также может измениться, точнее отвечая настоящему моменту. Эти люди как минимум на шаг впереди тех, кто живет прошлым. И лишь очень малое число руководителей знает тот источник внутри себя, из которого рождается видение успешного будущего, – эти лидеры и приводят свои компании к наибольшему успеху.
«Сегодня все больше людей, принимающих управленческие решения, понимают, что если они хотят пре-успевать в стремительно меняющемся мире глобальной экономики, они должны направить свое внимание и внимание своих сотрудников на поиски внутреннего источника успеха, – считает психолог Анастасия Гостева. – Это выглядит как большой риск: полная открытость, отсутствие строгих рамок и должностных инструкций, радикальное изменение организационной структуры. Но на самом деле это осознанный и прагматичный шаг, который позволяет задействовать колоссальные внутренние резервы каждого».
Стоит, впрочем, понимать, что такой шаг требует определенной зрелости от всех участников эксперимента. Если не создать условия для взросления сотрудников внутри компании, зарплата в 70 000 долларов, свалившаяся как снег на голову, для кого-то может стать проклятием...
Заняться тем, что нравится
Впрочем, чтобы проявлять смелость в работе, не обязательно быть крупным руководителем или ломать существующие порядки. Иногда труднее осмелиться уйти с привычного места и заняться делом, которое действительно интересно.
Ирине Кравченко 34 года, из них последние 7 лет она проработала дизайнером в полиграфических компаниях и онлайн-СМИ. С началом нынешнего экономического кризиса заработки ощутимо сократились. И тогда Ирина уволилась.
«Мне, конечно, говорили, что я сошла с ума, – рассказывает она. – Как можно в кризис бросать гарантированный заработок? А я как раз благодарна кризису. Я поняла, что нет смысла цепляться за работу, если не получаю ни настоящего удовольствия, ни приличных денег». Ирина начала печь торты на заказ. То есть печь-то она начала уже давно, многие рецепты достались ей по наследству от бабушки. Но теперь попробовать ее торты могут не только родные и друзья (которые, кстати, еще много лет назад предлагали Ирине открыть свою кондитерскую). Слава ее пока не распространилась дальше родного «спального» района, но зато здесь спрос стабильный. Денег хватает не всегда, и Ирина признается, что ей все-таки приходится брать на дом дизайнерскую работу. Но возвращаться в офис она не намерена. Зачем? Она впервые за много лет получает огромное удовольствие от того, чем занимается.
«Счастлив ли я там, где я сейчас? Приносит ли мне радость то, что я делаю? Что я чувствую, думая о работе?»
«Наше взросление всегда связано с нарушением границ, заданных окружением, и определением собственных, – объясняет Анастасия Гостева. – Чтобы приблизиться к тому внутреннему источнику, из которого рождается счастливое и процветающее будущее, нужно переместиться из головы – того, что я знаю и чему меня научили – в сердце. И прислушаться: счастлив ли я там, где я сейчас? Приносит ли моя деятельность мне радость? Что я чувствую прямо сейчас, когда вспоминаю о работе? У нашего сердца есть свой собственный «мозг» – обширная группа нейронов. И выражение «сердцем чую» – не метафора, а точное описание этого процесса».
Делать то, что имеет смысл
А иногда и уходить никуда не придется. 48-летняя Наталья Попова – доцент филологического факультета Московского педагогического государственного университета. Работая несколько лет в Московском институте открытого образования, она пришла к печальному выводу: учителя литературы не читают современных книг. Им просто не хватает на это времени.
Наталья взялась по мере сил исправить ситуацию. Уже много лет она руководит литературным салоном и читательским клубом для учителей литературы. Ее же стараниями появилась и новая номинация литературной Премии Ивана Петровича Белкина: свой приз за лучшую повесть года вручают учителя литературы. А в читательском клубе они встречаются с писателями и поэтами, читают и обсуждают новые книги – и долго не могут разойтись по домам. Разумеется, Наталью Попову никто не просил брать на себя эту гигантскую работу. Разумеется, за все это она не получает ни копейки. Она делает это потому, что это ей кажется нужным; по ее мнению, даже русскую классику из школьной программы лучше доносить до детей через современные тексты.
«Осмысленность жизни для людей важнее счастья, – отмечает Анастасия Гостева, – если понимать счастье как ощущение, что «у меня все в порядке», а смысл – как ощущение, что «в моей жизни есть нечто более значимое, чем личные интересы». И оказалось, что те из нас, кто умеет придать своей жизни дополнительный смысл, начав что-то делать для других – как это сделала Наталья, открыв литературный салон, – чувствуют себя более физически бодрыми, здоровыми и полными сил, чем те, кто просто счастливы. Потому что счастье часто зависит от внешних факторов, а наделить свою жизнь смыслом можем только мы сами».
И пусть для этого порой требуется немалая смелость, но разве ощущение, что мы живем и работаем не напрасно, не стоит того, чтобы рискнуть?