Светлана Кривцова
Директор международного Института экзистенциального консультирования и тренинга.

Один мой друг недавно сказал, выслушав очередную мою довольно рискованную идею: «Я бы никогда в этом не стал участвовать. Но у тебя с твоим характером может получиться». «О чем он? – подумала я. – Чем мы с ним отличаемся? Почему этот успешный, умный человек проявляет осторожность?» Поразмышляв, я поняла наконец, о чем он говорил: способность рисковать, выдерживать неопределенность и стресс у каждого из нас разная. От природы, от родительского влияния, от событий, которые с нами произошли, получаем мы некий «личный коэффициент страха», который, как множитель перед скобкой, преобразует наше восприятие потенциально опасных ситуаций.

СИЛА НАШЕЙ ЛЮБВИ РАВНА СТРАХУ ПОТЕРИ. ЦЕНА ПОБЕДЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ, СКОЛЬКО СОМНЕНИЙ МЫ СМОГЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ В ПУТИ.

Хорошо известно, хотя бы на примере литературных персонажей-авантюристов, что есть личности, не ведающие страха, легко перепархивающие опасности и удерживающие фокус внимания на возможностях ситуации. А у других первая реакция такая: «Это же опасно, здесь столько угроз, столько возможных отрицательных последствий!» Они переживают катастрофические последствия так, как будто плохое уже произошло. Не то чтобы они не видят и плюсов, но это как с фокусом: одно четко, а другое размыто. Это не значит, что они всегда трусят, но цена храбрости у них особая. Чтобы судить о личной храбрости человека, нужно учитывать величину его личного коэффициента страха. Собственно, об этом есть анекдот. На передовой в Первую мировую войну офицер пытается поддеть рядового-еврея: «Страшно тебе?» «Еще как страшно, – отвечает он. – Но если бы ты так боялся, тебя бы уже здесь не было».

Мир, в котором мы живем, можно представить в образе натянутой над пропастью сетки. Кто-то живет с ощущением: этот мир хорошо удерживает его, иногда подбрасывает так, что дух захватывает, но не дает провалиться – и он чувствует доверие к миру. Другой же все время смотрит сквозь ячейки сетки в бездонную пропасть. При таком взгляде сетка уже не в фокусе, ее как будто и нет, а человек становится все требовательнее в отношении каких-то других, более надежных опор, абсолютных гарантий. К сожалению, мир не надежен: с каждым из нас в любой момент может случиться все что угодно… К сожалению, гарантировано только это. Кажется, остается завидовать тем, кто не страдает от тревоги. Но они многое теряют. Что именно? Парадокс: страх придает нашей жизни серьезность и вес. Сила любви равна страху потери. Цена победы определяется тем, сколько неуверенности и сомнений мы смогли преодолеть по пути. Знать свой коэффициент страха, ухаживать за душевными и физическими силами – вот что нужно, чтобы, имея естественную человеческую способность бояться, все-таки жить так, как считаешь правильным.