То, чем владеют другие поколения

Известный писатель, спецкор популярной газеты, вздыхает за компьютером в редакции. Молодой начальник попросил его переделать статью. Писатель звонит внучке:

– Слушай, давно хотел спросить. Что это мне компьютер разные слова подчеркивает?

– Это он тебе ошибки исправляет. Нажми на правую кнопку мышки – увидишь.

Через некоторое время раздаются крики: – Этот Ундервуд меня учит писать! Меня, лауреата «Русского Букера»! Представляете, что он говорит?!! «Урод» – слово с ярко выраженной экспрессивной интонацией. Употребление в деловой речи нежелательно!» Вот урод!

И что интересно: одинаково неловко чувствует себя тот, кто руководит сотрудником, который годится ему в отцы, и тот, кто получает указания от внучки, которая с техникой на «ты». А молодым часто даже в голову не приходит, что старшие не пользуются мобильными телефонами не из упрямства, а потому что не умеют. Упрощенные модели появились только после того, как в 2002 году антрополог Сэйди Плант (Sadie Plant) по заказу компании Motorola сняла пронзительный документальный фильм, в котором пожилые люди растерянно крутили в руках мобильники, пытаясь понять, где у этого телефона трубка, где рычаг и какой стороной прикладывать его к уху.

Прогресс достиг таких темпов, что отношения изменились: молодежь часто знает и умеет больше собственных родителей

На протяжении тысячелетий наша цивилизация развивалась очень медленно. Главной задачей было сохранить накопленные знания и передать их потомкам. Носителями этих знаний были старики, отсюда – уважение к их авторитету. Но всегда находились «выскочки», которые наперекор традиции изобретали что-то свое. Если новшество оказывалось полезным, сверстники учились у изобретателя новым способам охоты, земледелия или строительства.

Так обеспечивался научно-технический прогресс, который в XX веке достиг невиданных темпов: люди уже не успевали учиться всему, что придумали их современники. Американский антрополог Маргарет Мид (Margaret Mead) еще в 1960-е годы отметила, что при столь высоком темпе обновления знаний молодежь становится более сведущей, чем старики*.

Наши дети быстрее нас овладевают новыми техническими средствами. Отцы стараются не отставать от сыновей в освоении компьютерных игр, а бабушки берут у внуков уроки интернетсерфинга. Но в трудовых отношениях попрежнему принято, чтобы старшие командовали младшими. Поэтому всем требуются сотрудники «до 30», что в условиях всеобщего старения населения просто нелепо. К тому же успех любого дела зависит не только от знаний, но и от личностной зрелости. Молодежь, конечно, быстрее осваивает новое, но терпимость, широта взглядов и способность к сотрудничеству приходят только с возрастом. А без них никакая человеческая деятельность невозможна.

* M. Mead «Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap». Panther, 1972.