Так вот, это ошибка или нет – когда девушка открыла запретную дверцу? С одной стороны, ей же были известны правила, правда? Нехорошо лезть куда не просят. Может, у него там святыня, и вообще. Влезла – так что ж потом роптать, что, мол, душат? С другой – не лучше ли знать, как на самом деле обстоят дела и что скрывается за приятной синевой бороды хозяина замка? Любимая мной Кларисса Эстес*, анализируя сказку, говорит, что голоса сестер, настойчиво уговаривавших открыть запретную дверь, – это голоса женской интуиции, мудрости и бдительности, которые настаивают: ты не имеешь права прятать голову в песок, лучше страшная правда, чем вечная ложь, решись, открой, узнай!
Но в нашей ситуации, в отличие от сказки, есть еще одна сторона – это общество. Это мы с вами, наблюдатели, невольные участники и «потребители» обнаруженной правды. Скелеты посыпались нам всем на голову, истины одна неприятней другой. Мы узнали то, чего знать было нельзя, да и не особо хотелось. Про общество, про государство, про церковь, про отношение к женщине, про своих знакомых и просто сограждан, про самих себя. Каждый, кто высказывается об этой ситуации, начинает выворачивать себя наизнанку, помимо своего желания.
Все, что есть внутри: комплексы, страхи, чаяния – все является на свет, словно девушки запустили эпидемию открывания тайных дверец, и по всей стране пошел треск, скрип, скрежет. За эти месяцы мы думали и говорили о многом, о чем много лет не принято было говорить. О ценностях, о вере, о выборе – независимо от того, какую позицию кто занимал в споре.
И оказалось, что мы вовсе не так циничны, равнодушны и приземленны, как почти привыкли о себе думать, что у нас есть святое, пусть у каждого свое. И как бы ни было сейчас тяжело и неприятно, у нас появился реальный шанс остаться – стать – живыми. Только это не произойдет само собой.
В сказке юную правдоискательницу спасли от лютой смерти подоспевшие братья. По толкованию Эстес, братья – это голос разума, приходящий на помощь, когда страшная правда вскрыта, когда надо сражаться с колдуном, разгребать то, что обнаружилось, опознавать и хоронить трупы, останавливать кровь, наводить порядок. Взрослеть. Как и все сказки, эта – про взросление, про запоздавшую инициацию, потому что именно наивные, зависимые, не вполне выросшие входят в группу риска стать «клиентами» Синей Бороды, про то, как преодолеть зависимость от насильника, перестать быть послушной «киской» и найти в себе силы для бунта – лучше поздно, чем никогда**.
* К. Эстес «Бегущая с волками. Женский архетипв мифах и сказаниях» (София, 2007).
** Фрагмент записи в блоге Людмилы Петрановской 16 августа 2012 года.