alt

Трилогия, захватившая художественного руководителя Российского молодежного театра Алексея Бородина и актеров его театра, посвящена судьбам русских литераторов и философов середины XIX века. Белинский, Бакунин, Герцен, Станкевич – каждый из них по-своему мечтал о переустройстве общества, о свободе и всеобщей гармонии. Но что они переживали, чему радовались или огорчались, кого и как любили? Живыми людьми сделал для нас героев российской истории британский классик, а вслед за ним – актеры театра. Том Стоппард отвечает на вопросы Psychologies.

Psychologies: Герцен, Бакунин, Огарев – им удалось пронести свои идеи и веру через все жизненные трудности. Возможен ли такой идеализм сегодня?

Том Стоппард: Да, такие люди встречаются, хотя идеализм сегодня не в моде. Можно сказать, что и я сам – пример запутавшегося идеалиста, потому что не сразу понял: общество, в котором живешь, нельзя переделать согласно утопии. Быстрые перемены в больших масштабах достижимы только с помощью насилия. Я верю в одну, гораздо более скромную идею – многие и ее сочли бы безнадежным идеализмом: нужно позаботиться о своем ближайшем окружении. Будьте щедрыми и благородными по отношению к вашей сестре, соседу… А ваше поведение может стать заразительным примером для других людей. Такой просветляющей бактерией.

Вам самому это удалось?

Я пытаюсь так жить. И многие люди тоже пытаются. К сожалению, наше благородство и самоотречение в секунду оборачиваются чистейшим эгоизмом под влиянием самых разных жизненных обстоятельств, и с этим ничего не поделаешь.

К слову, ваши герои, которые думали о благе человечества, вместе с тем причиняли боль своим близким людям.

Да, в спорах они выглядели очень продвинутыми, например, были феминистами и ратовали за сексуальное равенство. Но как только Герцен осознал, что его жена влюбилась в немецкого поэта, это его просто сломило. Он не смог перенести свои идеи в личную жизнь. Из героев моей пьесы Огарев больше всего приблизился к идеалу: он наиболее гармоничен и благороден, у него нет личных амбиций. Он отдает имение крепостным, и даже когда его лучший друг спит с его женой, Огарев ведет себя как смирившийся муж. И Герцен говорит: это не слабость, а сила. Не знаю, каким Огарев был поэтом, но человеком был великим, это точно.

Гармония в том, чтобы уступать?

По-моему, в этом суть и цель семьи – уметь ограничить себя, чтобы сделать счастливым близкого человека. Предоставив свободу тому, кто рядом, мы и сами становимся свободными. Если чувствовать это и пытаться так жить, а не только понимать рассудком, тогда гармония возможна.

«Берег утопии», трилогия.

Режиссер: Алексей Бородин. В ролях: Илья Исаев, Степан Морозов, Евгений Редько, Лариса Гребенщикова, Нелли Уварова и другие. 20, 27 октября, 11, 17 ноября, Российский молодежный театр, тел.: (495) 692-0069; www.ramt.ru