Я был взволнован тем, что произошло в Тунисе, потом неожиданно воодушевлен Египтом, затем напуган Ливией и переживал за Японию. И до конца этого года наверняка еще что-то произойдет. Быстрее, чем когда-либо, мировые события сменяют друг друга, и мы не успеваем их переварить, понять, хотя бы просто пережить. Я действительно не знаю, что и подумать. Каждый новый день – словно антидот к тому чувству, которое мы только что испытали. Пролистывая позавчерашнюю газету, я ощущаю себя в эпохе черно-белого кино.
Настоящее мгновенно устаревает и приобретает привкус прошлого. Такое впечатление, что века проходят за секунды. Мало того: порой информация теряет актуальность всего лишь за час или даже за минуту. Мы читаем новости в интернете и не успеваем дочитать, как обнаруживаются новые факты, меняющие смысл того, что мы только что узнали. Как можно смотреть ясным взглядом на проблему, сама постановка которой меняется у нас на глазах?
Не стало ли подобное неистовство движущегося мира откликом на наш образ жизни? Может быть, это мы сделались более нетерпеливыми, более требовательными? Несомненно. Ритм наших любовных историй, к примеру, бесспорно изменился. Становится все сложнее задержаться в чувстве. Мы говорим «любовь» и думаем о разрыве. Мы говорим «желание» и думаем о пресыщении.
Настоящее так быстро становится прошлым, что у нас просто нет времени на ожидание будущего
Мы живем с постоянным чувством истекающего срока годности. Никто больше не осмеливается взять стул и расположиться в настоящем времени. Трудно строить планы в непрерывно меняющемся мире. Нужно хоть немного стабильности, чтобы попытаться увидеть будущее. Возможно, суть современной жизни именно в этом: настоящее так быстро становится прошлым, что у нас просто нет времени на ожидание будущего.
Будущее – это сегодня. Лучший тому пример – отношение к злободневным проблемам. Достаточно взять хоть вездесущие президентские выборы 2012 года. Многие месяцы СМИ ни о чем другом и не говорят, как будто рассуждения за год вперед хоть что-то значат. Кто знает сегодня, что он будет думать завтра? Порой кажется, что происходящее сейчас не представляет никакого интереса. Все мысли уже о будущем президенте.
Такая погоня за будущим становится изнурительной. Надо сперва прочувствовать то, что мы проживаем, постараться это понять. Я бы хотел, чтобы мы не прыгали с одного сюжета на другой, как будто войны, революции и цунами – всего лишь картинки на экране телевизора, которые можно переключить. Нам надо заново научиться ценить настоящее и вернуть моду на слово «сегодня»!